Замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов рассказал главному редактору «За рулем», что на поддержку автопрома в 2017 году Минпромторг рассчитывает получить из государственного бюджета почти 60 млрд рублей. Однако схема распределения денег изменится. Морозов уверен, что стимулировать необходимо прежде всего конечного потребителя — покупателей автомобилей, а не заводы и концерны. Соответствующие предложения разработаны и и переданы на согласование в правительство России.
— Мы планируем в следующем году немного изменить комплекс мер поддержки, которую будем оказывать автопрому в целом, включая производителей автокомпонентов. Например, мы предполагаем, что программа обновления автопарка трансформируется в комплекс нишевых программ, которые нацелены на конкретные сегменты потребителей.
Например, есть программа «Первый автомобиль». У нас очень много людей (и это прежде всего молодежь), которые только получили водительские права и в качестве своего первого личного автомобиля приобретают со вторичного рынка бывшие в употреблении машины — зачастую изрядно подержанные иномарки. Таких покупателей нужно стимулировать покупать в качестве первого автомобиля новую машину российского производства — с высокой составляющей российских компонентов. Поэтому наша задача, как государства, сделать такие автомобили доступными. Таким образом мы стимулируем и производителей автомобилей, и производителей автокомпонентов.
Кроме того, предложена адресная программа для многодетных семей (в которых не менее трех детей). Это очень важный сегмент потребителей. Даже в небольшом городе многодетной семье крайне сложно обходиться без автомобиля. Ведь программа обновления автопарка касалась тех, кто сдавал автомобиль в утилизацию или про системе trade-in. Мы проанализировали вместе с Министерством труда уровень автомобилизации многодетных семей, и выяснили, что здесь высокий потенциал для роста.
Также мы вышли с предложением запустить адресную программу «Российский тягач», которая касается рынка автомобилей для грузоперевозок. Мы проанализировали основной парк тягачей: малый и средний бизнес покупает много подержанных иномарок. При этом КАМАЗ и Группа «ГАЗ» делают вполне современные автомобили. Чтобы сломать стереотип относительно российских машин, мы вышли в Правительство РФ с инициативой запустить соответствующую программу стимулирования спроса. Сегмент автомобильных перевозок быстро растет и уже открыто конкурирует с железнодорожными перевозками по своей эффективности и доступности. Наша задача — обеспечить спрос на грузовики российской сборки, которые отвечают современным стандартам.
Александр Морозов добавил, что уже в текущем году автопром выходит на положительную динамику в трех сегментах: производство грузовиков, легких коммерческих автомобилей и автобусов. По итогам года Минпромторг ожидает рост производства в этих секторах от 3% до 20%.
Четвертый сегмент — производство легковых автомобилей, пока самое проблемное место. Но и здесь министерство настроено скорее оптимистично: спад заканчивается, в этом году ожидается небольшое снижение объемов производства, а в следующем ожидается рост производства — исходя из сегодняшних реалий и с учетом заявленных новых программ, он может составить, по оценке министерства, от 3% до 7%.
— Все программы стимулирования спроса, которые мы проводили до сих пор, имеют высокую бюджетную эффективность. Государство вкладывает большие деньги, но и отдача велика. Деньги возвращаются в виде налогов (НДС, акцизы) с каждого дополнительно произведенного и проданного автомобиля. В государственный бюджет поступает больше средств, чем государство вкладывает в программы стимулирования спроса. Процедура формирования бюджета находится на стадии согласования — за это отвечает Министерство финансов. Федеральный бюджет должен быть подписан президентом страны в декабре — тогда и станет понятно, какие из программ стимулирования автопрома будут приняты и профинансированы государством.
Также министр отметил, что крайне важен для страны и экспорт. В этом году на поддержку экспорта автомобилей и автокомпонентов государство потратит 2,4 млрд рублей. Большую помощь в этом оказывает Российский экспортный центр. В 2017 году рост экспорта в части автомобильной промышленности и автокомпонентов составит не менее 25–30%.
- Гендиректор Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков недавно озвучил планы по экспорту. Так, по оценке организации, в 2016 году из России будет экспортировано около 60 тыс. автомобилей, в 2017 г. — 105–110 тыс. шт., а в последующие несколько лет — 250–300 тыс.шт.
- Между тем внутренний авторынок продолжает провисать, и сентябрь не стал исключением — продажи автомобилей в России сократились на 10,9% по сравнению с тем же месяцем 2015 года.
Источник: zr.ru