Годума приняла законопроект в первом чтении
25 мая Госдума в первом чтении приняла законопроект, ужесточающий наказание за вождение в нетрезвом виде. Теперь в рамках уголовной ответственности (она наступает для «рецидивистов», попавшихся в состоянии опьянения не в первый раз) водитель может получить штраф до 500 тысяч рублей либо вплоть до 3 лет лишения свободы. По действующей версии УК это, соответственно, 300 тысяч рублей и 2 года. «МК» выяснил, как ужесточением наказания пользуются инспекторы ДПС и какие существуют альтернативы.
С одной стороны, ставка штрафа, можно сказать, просто «проиндексирована» — реальная инфляция, как знают все, кто ходит в магазины, за последние годы составляет десятки процентов. Возьмем с запасом на будущее подорожание — вот и получится не 300, а 500 тысяч. Но как быть с тюремными сроками — тут что, тоже инфляция?
— Есть те, кто уже ранее совершил ДТП в пьяном виде, в результате которого пострадали или погибли люди, — комментирует законопроект спикер ГД Вячеслав Володин. — После этого отбыл наказание и вновь сел за руль пьяным. С целью не допустить таких водителей за руль мы увеличиваем штрафы до 500 тыс. рублей и уголовную ответственность до трех лет.
Заметим еще две важные особенности этой уголовной статьи: во-первых, она применяется не ко всем, кого поймали «с промилле» за рулем, а только к уже подвергнутым ранее административному или уголовному наказанию за такой проступок. Во-вторых (и это соображение хорошо знакомо водителям, хоть раз попадавшимся на «рейд трезвости»), отказ от поездки к наркологу на освидетельствование приравнивается к доказательству опьянения.
— Отказов от освидетельствования в последнее время все меньше, потому что водители понимают: это бесполезно, — рассказал «МК» старший инспектор ДПС, работающий в Дмитровском районе Московской области. — Рейды «Нетрезвый водитель» мы проводим регулярно, с начала апреля традиционно усиливаем контроль, для наглядности даже приглашаем коллег из районной телестудии: пойманные пьяными попадают в эфир. «Договориться» пытаются очень многие, особенно когда речь идет о рецидиве: уголовная статья это серьезно. Даже если дело кончится штрафом — это бывает, если не было ДТП и концентрация алкоголя не зашкаливает, обычно такие идут «после вчерашнего» — это очень серьезные деньги, есть соблазн «порешать на месте».
— Как-то раз на ровном месте пришлось отдать все, что было в кошельке, около 50 тысяч рублей, — рассказывает 65-летний москвич Иван. — Я давно не пью даже накануне выезда, поэтому чувствую себя уверенно. А тут останавливают: «Пили?» — «Нет!» — «А вчера?» — «Тоже нет!» — «А лекарства какие употребляете?» Перечисляю лекарства. «Так, а вот этот препарат запрещен, проедемте на освидетельствование!» Не хотелось тратить время и унижаться, пришлось вывернуть кошелек, пусть подавятся.
— Главная проблема в том, что в России не выявляют собственно состояние опьянения, выявляют наличие в организме этанола, — отмечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Порог содержания алкоголя в крови, при котором водитель считается нетрезвым, — 0,16 промилле, уже с 0,17 промилле человек может сесть в тюрьму на три года. Как может такая мелочь ломать судьбы людей? Между тем есть куда более верный способ определять именно опьянение: это делается по клинической картине. Важным окажется именно то, адекватен ли человек и может ли управлять транспортным средством. И вот если клинические признаки неадекватности — нарушенные реакции и так далее — имеются, тогда можно замерять количество этанола в крови, моче и выдыхаемом воздухе.
По словам Травина, до начала 2000-х годов в России существовала методика выявления состояния опьянения, предусматривавшая три состояния: «алкоголь не выявлен» — «употребление алкоголя подтверждено, опьянение не выявлено» — «опьянение выявлено». После того как потребовалось организовать массовое выявление нетрезвых водителей силами МВД, эти инструкции для инспекторов ДПС — не медиков — оказались слишком сложными и были заменены на простую дилемму: либо «алкоголь не выявлен» — либо «водитель пьян».
— Штрафы и наказания сейчас достигают умопомрачительных значений, многие водители просто не в состоянии их выплатить, случись что, — добавляет Виктор Травин. — Однако проблему может решить только гражданское общество: нас элементарно во много раз больше, чем полицейских и судей.