Ford ушел из России, а компания Соллерс, которая собирала малотоннажники Transit в Елабуге, начинает выпускать там машины JAC под своей маркой. Первый, еще неофициальный, дебют состоялся в Москве на выставке Здравоохранение: реанимация во всех смыслах?
Завод в Елабуге простаивал больше полугода, но сотрудников не увольняли — держали в оплачиваемых отпусках. Закрывать предприятие Соллерс не собирался: ушедшему Транзиту готовили замену. Мы еще летом догадывались о том, какой она будет, а в октябре, во время посещения КАМАЗа президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, ему показали JAC Sunray — один из тех, что уже возят пассажиров в Челнах по программе Челнок. Как теперь понятно, неслучайно: вот она, полная джакизация (или джакузизация?) всей страны!
Ведь КАМАЗ Компас — тот же JAC, легковые Москвичи, которые производятся при участии КАМАЗа, — Джаки. И новые Соллерс Атлант и Арго не что иное, как JAC Sunray и JAC N25/N35, только с другими эмблемами. Впрочем, в смутное время, когда поиск компонентов и автомобилей-заменителей в Китае становится чуть ли не главной задачей наших автозаводов, организация их выпуска — логичное решение.
Обложка каталога модели JAC Sunray: похоже на Mercedes Sprinter, и на носу звезда… Но другая!
Сам JAC Sunray, похожий на Mercedes Sprinter прошлого поколения (они не имеют общих деталей, просто китайцы — мастера копирования), выпускается в Китае с 2010 года, а у нас дебютировал прошлым летом на выставке СТТ. И оставил неоднозначное впечатление, поскольку грузовой отсек фургона был обшит изнутри неровными пластиковыми панелями, причем частично с ворсистым покрытием. Интересно, что Sunray для России собирают не в Китае, а в Казахстане, на предприятии СарыаркаАвтоПром.
Так Луидор превращает JAC Sunray в скорую помощь (на снимке партия для Казахстана)
К концу лета казахстанские Джаки появились у наших дилеров — все с двухлитровыми бензиновыми турбомоторами мощностью 190 л.с., зато в разных комплектациях. Их можно купить и сейчас (хотя, похоже, ввоз уже прекращен): за фургон полной массой 3,5 т просят 3,5 млн рублей, за 15-местный автобус, переделанный кузовостроителем Луидор, — 3,75 млн. Кстати, Луидор начал делать на этой базе не только автобусы, но и машины скорой помощи: партия скорых была изготовлена для самого Казахстана, встречаются они и у нас.