Как потребители отстаивают справедливость в споре с ретейлерами
На днях прокуратура Свердловской области подала иск в суд на торговую сеть «Светофор», установившую в своих магазинах минимальную сумму покупки в 300 рублей. В магазинах сети в Иркутской области «проходной порог» был уже выше — 500 рублей. Покупатели пожаловались в региональное управление Роспотребнадзора, который признал, что ретейлер нарушает закон «О защите прав потребителей». Максимальный штраф, который грозит сети, составляет всего 20 тысяч рублей. «Лента.ру» вспомнила случаи, когда потребителям в спорах с сетями удавалось выйти победителями.
По данным московского управления Роспотребнадзора, в 2016 году было проведено больше 6,5 тысячи проверок торговых сетей. Общая сумма штрафов начиная с января составила около 150 миллионов рублей, и это лишь по крупным сетям, прочие точки продажи не учитывались, сообщала глава ведомства Анна Попова.
Яблоки без родословной
В марте жительница Саратова через суд взыскала с торговой сети «Гроздь» деньги за то, что на этикетке приобретенных ею яблок была представлена не вся необходимая информация о продукте. В одном из магазинов женщина купила два яблока, заплатив за них 31 рубль. На упаковке фруктов было указано лишь их наименование, цена и дата упаковывания. Это и послужило причиной обращения в районный суд. Там встали на сторону покупателя, поскольку, как выяснилось, на упаковке должны отражаться сведения не только о составе, пищевой ценности, сроке годности, производителе, но даже и о дате сбора.
Суд обязал сеть выплатить покупательнице 200 рублей компенсации морального вреда, 100 рублей штрафа и 500 рублей судебных расходов. Но данный случай, как сообщает издание, заинтересовал представителей «Росконтроля». Там посчитали, что решение может поспособствовать позитивным изменениям на рынке: по словам сопредседателя Союза потребителей «Росконтроль» Александра Борисова, недостоверную информацию в маркировке содержат около 60 процентов всех товаров, а по отдельным категориям -— 80 процентов.
-
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости1/1
Если саратовская сеть отделалась небольшой суммой, то «Магниту» за аналогичное нарушение Роспотребнадзор назначил штраф в 100 тысяч рублей. Покупатели одного из магазинов ретейлера в Архангельске пожаловались на то, что на упаковках с расфасованным сыром не оказалось полной информации о товаре. Как сообщает информационное агентство «Беломорканал», в суде представители магазина сообщили, что информация была указана на отдельном стенде рядом с сыром. Но суд заявил, что полные данные должны быть на каждой единице товара или на листке-вкладыше, если упаковка слишком мала.
За сыр была оштрафована Роспотребнадзором и другая сеть — «Перекресток». Арбитражный суд Москвы в конце 2015 года подтвердил законность штрафа в 500 тысяч рублей ретейлеру за продажу российского сыра под видом австрийского по завышенной в связи с этим цене. Правда, в начале этого года размер штрафа был снижен в пять раз — до 100 тысяч рублей. По итогам проверки Московской межрегиональной транспортной прокуратуры выяснилось, что продукт «Сыр радость вкуса, топленое молочко» производства России (стоимость 519 рублей за килограмм) продавался в магазине как «Сыр Schardinger Амадеус» производства Австрии (стоимость 1290 рублей за килограмм).
Также по жалобе покупателя в конце прошлого года по решению Арбитражного суда Смоленской области на 300 тысяч рублей была оштрафована компания «Копейка-Москва», которая управляет магазинами сети «Пятерочка».
Как сообщало региональное управление Роспотребнадзора, поводом для разбирательств послужило обращение жителя города Десногорска (Смоленская область), купившего в магазине сети просроченную полукопченую колбасу. Помимо денег за товар, покупатель получил от магазина и денежную компенсацию за моральный ущерб.
-
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости1/1
На защиту покупателя, требовавшего взыскать компенсацию с магазина сети «Эльдорадо», встал суд в конце прошлого года. Житель Белгорода купил в одном из магазинов сети телевизор стоимостью 378 тысяч рублей. Спустя месяц во время монтажа техники покупатель обнаружил трещину в углу экрана и потребовал от продавца заменить бракованный товар либо вернуть ему деньги, сообщает портал Гос-юр.ру. Сеть в удовлетворении требований отказала. Суд же признал доводы покупателя справедливыми и постановил взыскать с продавца сумму, уплаченную за неисправный телевизор, потребительский штраф, возмещение морального ущерба, неустойку и стоимость судебных издержек в общей сумме около 768 тысяч рублей.
Не обманешь — не продашь
Сразу три торговые сети «О’Кей», «Карусель» и «Лента» в Петербурге попались в конце прошлого года на обвесе покупателей и недостоверных ценниках. Изначально надзорные органы собирались проверять ретейлеров на предмет продажи «санкционных» продуктов.
В итоге были обнаружены другие нарушения, а именно обвес и наличие продукции без информации о наименовании, весе, стоимости и дате и времени упаковки, составе и пищевой ценности, условиях хранения, сроке годности. Местная прокуратура возбудила дела об административных правонарушениях и оштрафовала компании, сообщала пресс-служба ведомства.
Обман покупателей практикуется не только российскими сетями. В конце прошлого года сеть магазинов Whole Foods была оштрафована на 500 тысяч долларов за обвес покупателей. В Нью-Йорке в результате проверки 80 различных типов расфасованной продукции сети магазинов было обнаружено, что на этикетках каждого товара указан неверный вес. Изначально от владельцев сети требовали компенсацию в размере 1,5 миллиона долларов. Но в итоге Whole Foods и власти «Большого яблока» сошлись на 500 тысячах долларов и обещании от сети внедрять меры по контролю веса упакованной продукции.
Чешская торговая инспекция проверила в прошлом году около 4,5 тысячи супермаркетов, предлагавших товары со скидками, и выявила нарушения у 43 процентов из них.
Проверяющие выяснили, что во время акций продавцы намеренно завышали изначальные цены товаров. Покупатели считали, что совершают выгодную покупку, хотя на самом деле скидка была фиктивной. Один из супермаркетов сообщал о больших скидках на утюг и смартфон, однако таких товаров в магазине не было. Также сети не указывали на ценниках итоговую стоимость товара, а только его изначальную цену и скидку в процентах. Наибольшие штрафы получили сети Tesco (32 штрафа на общую сумму 3,38 миллиона крон), Albert (28 штрафов на 2,89 миллиона крон) и Penny (37 штрафов на 1,97 миллиона крон).
В сентябре 2016 года Государственная служба защиты прав потребителей в Литве уличила в обмане покупателей четыре крупные торговые сети. Покупатели жаловались на то, что стоимость товаров на полках и в кассовом чеке различалась. Помимо этого, анонсировались скидки, которых на самом деле не было, сообщает портал Milknews. Ретейлеры были оштрафованы на сумму от 1000 до 4344 евро.
Источник: lenta.ru