Речь идет о гражданах недружественных стран, которым ЦБ запретил и продавать российские ценные бумаги, и получать по ним доход. Ровно то же самое происходит и с российскими инвесторами на Западе. РСПП и ЦБ прорабатывают альтернативные пути решения проблемы
Иностранец вложился в российские ценные бумаги и уже два месяца не может получить купонный доход. Business FM рассказывает историю о приключениях итальянца в России, и не только об этом.
Альберто — итальянский артист, который первый раз приехал в Россию в 2011 году. Через год вернулся и решил остаться. У него жена россиянка, семилетняя дочь. В России — вид на жительство, а гражданство итальянское. В свое время Альберто вложился в российские рублевые облигации, как государственные, так и корпоративные. А в феврале заметил, что ему на брокерский счет, в одном из банков, попавших под санкции, перестал приходить купонный доход. Альберто несколько раз звонил в банк. И там ему поначалу говорили, что нужно подождать. Но деньги так и не приходят, рассказывает итальянец:
— Вы вложили деньги, и сейчас есть проблемы с выплатой вашего дохода. Во что вы вложились?
— Я вложил деньги на облигации только русского маркета. Я сам понял, что купоны не приходят, потому что у меня есть очень много облигаций разных — государственные и корпоративные. Позвонил, и мне говорят: ничего, просто подержим некоторое время, потому что не понятно. Больше чем два месяца мне они доход не платят.
Причем Альберто так и не может понять, есть ли у него вариант продать свои бумаги. Правда, сам он это делать не хочет, потому что они подешевели, и он потеряет в деньгах. Сумму, хранящуюся в российских бондах, собеседник Business FM не раскрыл, но уточнил, что это не миллионы. В итоге он дозвонился в ЦБ, на который в телефонных разговорах ссылались клерки. И уже там ему, как говорит Альберто, объяснили, что выплаты прекратились, потому что он гражданин недружественной страны. И сослались на указание ЦБ, по которому такие нерезиденты не могут продать российские ценные бумаги, а также временно получать доход по ним.
Но дело не только в деньгах. Альберто, который искренне полюбил Россию, российскую культуру, сейчас по-человечески обидно. Но и уезжать на Родину он не хочет:
— Я позвонил в Банк России, и [мне сказали, что из-за ситуации с санкциями] регулятор так делает. Ну, хорошо.
— А вы не рассматривали возможность релоцироваться в Италию, поскольку есть некоторые трудности с получением дохода здесь и сейчас?
— Я живу здесь, у меня есть русская жена, русская дочка. Я уже познакомился и живу в русской культуре, в этой стране. И сейчас Россия перевернулась ко мне этой стороной, тем лицом, скажем так, только потому, что я итальянец. Это даже нечеловечно, если человек здесь живет.
Впрочем, не у одного Альберто сейчас такие проблемы. С тем же самым столкнулись и российские покупатели иностранных бумаг. После того, как от сотрудничества с нашей страной временно отказались европейские депозитарии и банки, наши инвесторы тоже не могут ни получить доход, ни продать бумаги. А ведь когда-то они покупали, как им казалось, самые надежные активы, обязательства крупнейших иностранных компаний. Пусть и с невысокой доходностью, но с высоким статусом.
Да и иностранцы тоже были уверены, что всегда получат доход, вкладывая деньги в наши голубые фишки и ОФЗ. Кроме того, не проходят платежи и по евробондам наших компаний, то есть по бумагам, номинированным в иностранных валютах.
И, как в понедельник сообщил «Коммерсантъ», РСПП сейчас вместе с ЦБ и правительством ищет альтернативные пути выплат. И в этом смысле, что у итальянцев, да и других европейских покупателей наших бумаг, что у россиян, вложивших в западные компании, вита пока не очень дольче.