Одно из отделение Сбербанка
Сбербанк будет выдавать беззалоговые кредиты малому бизнесу на основе анализа больших данных. До конца года готовые предложения смогут получить 100 тыс. клиентов банка. Эксперты пока не торопятся оценивать эффективность нововведения
Сбербанк разработал новую модель кредитования малого бизнеса, которая основана на анализе больших данных, в том числе движения средств на счетах клиентов в банке. На основе результатов этого анализа банк формирует для клиентов готовые индивидуальные предложения со сроком кредита от одного года до трех лет, отмечается в сообщении банка.
На первом этапе предварительное одобрение на получение кредита получат 100 тыс. клиентов банка, представляющих малый бизнес. В данный момент происходит их информирование о возможности получить займ на индивидуальных условиях. В дальнейшем количество клиентов, которым будет предложено готовое кредитное предложение, будет расти, следует из сообщения.
Пресс-служба Сбербанка уточнила РБК, что до этого банк фактически не выдавал кредиты малому бизнесу без залога. «Мы начинаем выдавать беззалоговые кредиты для малого бизнеса. В последние несколько лет у Сбербанка не было аналогичных продуктов для такого рода клиентов, за исключением предложений в рамках овердрафта», — сказала пресс-служба.
Оповещение клиентов будет происходить в интернет-банке или мобильном банке с помощью смс. Сумма кредита без залога составит до 5 млн руб., с обеспечением – до 10 млн руб.
Пресс-служба Сбербанка также пояснила, что в рамках этого пилотного проекта кредиты будут выдаваться только тем клиентам из малого бизнеса, у которых раньше не было займов в Сбербанке. Выдачи в рамках первого этапа пилота будут происходить до конца года. «Дальше будем смотреть как поведет себя данный портфель. После чего будет принято решение о масштабировании проекта», — рассказала пресс-служба банка.
«Наша новая модель кредитования малого бизнеса, используя анализ больших данных, сделает процесс получения кредита более удобным и быстрым для многих наших клиентов. Мы решаем одну из главных проблем бизнеса – дефицита времени» – говорит старший вице-президент Сбербанка Анатолий Попов.
По его словам, если у бизнесмена открыт счет в банке, он может рассчитывать, что по итогам анализа его оборотов банк сам придет к нему с предложением кредитного продукта с индивидуальным лимитом и ставкой.
Модель кредитования малого бизнеса, основанная на анализе движения средств на счетах клиентов, уже используется банками. Такая модель есть, например, есть у Альфа-банка в рамках автоматического овердрафта. «С нашей точки зрения Big data повышает эффективность работы с клиентом, поскольку базируется на использовании большого объема данных и таким образом увеличивает точность построенных моделей», – сказала пресс-служба Альфа-банка.
«Сегодня многие кредитные организации работают с моделями, которые используют движение средств по счетам клиентов, как один из факторов принятия решений. Другое дело, как именно они их анализируют, насколько корректно определена корреляция информации о движении средств и уровне дефолтов. Очевидно, что чем лучше качество данных, чем их больше, и чем умней они использованы, тем лучше работает кредитный продукт», – говорит старший вице-президент руководитель блока «средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Александр Чернощекин.
«Это перспективный метод кредитования. В условиях отсутствия или слабой информативности официальной отчетности бизнеса работа с внешними и косвенными данными — реальный выход», — соглашается руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Роман Зильбер.
По его словам, Райффайзенбанк сейчас разрабатывает беззалоговый кредитный продукт для малого бизнеса и планирует начать предлагать его в 2017 году.
По мнению экспертов, об эффективности модели, которую начинает тестировать Сбербанк, можно будет суть лишь спустя год. «Эффективность новой модели будет понятна после того, как у них появятся первые выдачи и дефолты, наработается фактический, а не плановый опыт. В масштабах страны 100 тыс. не так много, учитывая, что у нас порядка 4,5 млн предприятий малого бизнеса. Для масштабов Сбербанка величина значимая, но не очень большая», — говорит Чернощекин.
«Привлечь клиентов реально, но смогут ли удержать, будет зависеть от того, какой кредитный продукт предложат», — отмечает Зильбер.
Сбербанк рассчитывает, что новая модель позволит привлечь большее число клиентов, занятых в малом бизнесе, сообщила пресс-служба.
Ранее глава Сбербанка Герман Герман заявлял, что объем кредитов малому бизнесу может увеличиться до конца года на 50 млрд руб. По его словам, с сентября должен начаться небольшой рост в сфере кредитования малого бизнеса.
Источник: rbc.ru