Росстат зафиксировал снижение июльских цен на 0,39% по сравнению с июнем. Основную статистику снижения сделали цены на фрукты и овощи: сильнее всего подешевела капуста. Однако эксперты видят в текущей ситуации отскок цен после резкого инфляционного скачка весной, а также определенный инфляционный фон, поскольку заметно подорожание услуг
В России — дефляция второй месяц подряд. В июле цены снизились на 0,39% по сравнению с июнем, сообщает Росстат. Основным драйвером падения цен стали овощи и фрукты. Сильнее всего подешевела капуста: на 33,2%.
В целом в июне продовольственные товары подешевели на 1,5%, непродовольственные — на 0,4%. Единственной подорожавшей категорией стали услуги — плюс 1,4%. При этом в годовом выражении июльская инфляция составила 15,1%.
Комментирует главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Если смотреть на ситуацию в июле с точки зрения исторической перспективы, то, безусловно, это нечто уникальное. С тех пор, как российские власти перенесли индексацию тарифов ЖКХ с 1 января на июль, то, действительно, в июле цены уже не снижались. И если даже дешевело продовольствие, это не влияло на общую динамику цен, индексация тарифов ЖКХ все перебивала. Но в июле 2022 года ситуация иная. Тот скачок цен, с которым мы столкнулись в том числе на фоне сильно подешевевшего в конце зимы`— начале весны рубля, был феноменальным. Естественно, что после удорожания рубля у цен оказалось довольно много пространства для коррекции вниз. Эта коррекция происходит до сих пор и происходит весьма неохотно, надо сказать. Масштаб этой коррекции несопоставим с масштабом роста цен в начале и даже в середине весны по ряду позиций. Но основной драйвер снижения цен — вовсе не товары. Основная причина снижения потребительских цен в июне и июле в среднем — это продовольственные товары. Довольно удачный урожай в России, видимо, неплохой урожай в ближайшем зарубежье, и более того, дорогой рубль, который позволил ввозить продовольственные товары по меркам локального рынка весьма недорого — как только наладилась логистика. Это все и есть основная причина снижения продовольственных цен. Если бы снижение продовольственных цен не сдерживалось, скажем так, другими компонентами, то дефляция в июне и июле была бы больше. У нас есть не самые приятные сигналы, которые на самом деле я бы отнес к основным в нынешней ситуации — это услуги. В июльском отчете Росстата, также, как и в июньском, на фоне общего снижения цен у нас есть довольно впечатляющий рост на услуги. Это говорит о том, что с точки зрения внутреннего спроса сейчас в России скорее присутствует неплохой инфляционный фон. В моем понимании, как только фактор дорогого рубля перестанет оказывать благоприятное воздействие на внутренние цены и как только урожай будет в основной массе собран, а это произойдет, велика вероятность, что где-нибудь сейчас, в ближайшие месяц-два — у нас будет рост цен. Считать, что у нас начинается дефляция, оснований я не вижу ровным счетом никаких».
Ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников заявлял, что инфляция в России к концу года будет ниже прогнозируемых 17,5%, но останется двузначной.