«Платону» год: дороги ремонтируются, тарифы все еще льготные

Платону год: дороги ремонтируются, тарифы все еще льготные

Ровно год назад на всех федеральных дорогах России была введена в действие система взимания платы с грузовых машин разрешенной максимальной массой более 12 тонн под названием «Платон».

За это время удалось собрать 16,7 миллиарда рублей для строительства и ремонта региональных дорог, сообщил РИА Новости представитель РТИТС — оператора системы «Платон».

Всего за год действия системы регионы, по данным Росавтодора, получили почти 23 миллиарда рублей на ремонт дорог в счет текущих и будущих поступлений от сборов с большегрузов. По итогам дорожного сезона в регионах отремонтировано более 1 тысячи километров самых проблемных дорог.

При этом самый спорный вопрос – о тарифах «Платона» – до сих пор окончательно не решен. Пока действует льготный тариф, а правительство готовит постановление о его постепенном повышении.

Как все начиналось

Изначально систему взимания платы с большегрузов в счет наносимого ими вреда федеральным трассам планировалось создать на основе конкурса. Однако позднее премьер Дмитрий Медведев отменил конкурс и назначил единственным исполнителем по проекту «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), 50% которой принадлежат предпринимателю Игорю Ротенбергу, а еще 50% — компании «РТ-Инвест». Блокпакет «РТ-Инвеста» принадлежит «Ростеху», остальное — у ООО «Царицын Капитал», которым владеют гендиректор «РТ-Инвеста» Андрей Шипелов и депутат городской думы Нижнего Новгорода Вадим Агафонов.

Запуск «Платона» обошелся РТИТС примерно в 29 миллиардов рублей, 27 из которых оператор занял в Газпромбанке, и лишь 2 миллиарда концессионер вложил из собственных средств.

По условиям концессионного соглашения, государство компенсирует РТИТС затраты на создание и поддержку работы системы в размере 10,6 миллиарда рублей в год. В этом году, тем не менее, оператор получит около 7 миллиардов рублей из-за особенностей расчета государства с концессионером, отметил представитель РТИТС.

Спорные тарифы

Самым спорным моментом в создании и эксплуатации системы стал тариф, по которому владельцы большегрузов должны платить исходя из пробега по федеральным трассам.

Изначально правительством был установлен тариф в размере 3,73 рубля за километр пути. Предполагалось, что объем сборов с большегрузов при таком тарифе составит порядка 50 миллиардов рублей в год. Позднее МЭР предложило установить тариф на уровне 0,97 рубля за километр, обосновав такую цифру данными экспертного сообщества о среднегодовом пробеге большегрузного транспорта. Тогда замминистра экономического развития Олег Фомичев говорил, что систему необходимо запустить в ближайшие три года, а государство на этот период готово отказаться от тех средств, которые запланировано взимать с помощью такого механизма.

Затем Минтранс предложил установить тариф на уровне 3,09 рубля за километр, отметив, что предложение Минэкономразвития сократит уровень сборов до 10 миллиардов рублей в год и сделает ввод системы нецелесообразным.

В итоге менее чем за неделю до запуска системы решением правительства тариф для 12-тонников был снижен до 1,53 рубля на срок до 29 февраля 2016 года. Предполагалось, что далее, с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года, будет действовать тариф в размере 3,06 рубля за километр пути, а собираемые средства, кроме платы концессионеру, пойдут в федеральный дорожный фонд.

В конце февраля этого года правительство, однако, продлило действие льготного тарифа — как говорил вице-премьер Аркадий Дворкович, до октября. Однако тариф в 1,53 рубля за километр действует по сей день.

В начале ноября Минтранс предложил ступенчато повысить тариф для большегрузов: с февраля 2017 года — до 2,61 рубля за километр, с июня того же года — до 3,06 рубля за километр. Сейчас разрабатывается проект постановления правительства по возврату тарифа к изначально заявленным значениям.

В путь

Запуск системы «Платон» в эксплуатацию сопровождался жалобами ритейлеров и перевозчиков на целый ряд проблем в работе системы. Дальнобойщики устраивали протестные акции, требуя полностью отменить сбор. Минтранс заверял, что ситуация находится под контролем разработчика системы — РТИТС, а сбои носят локальный характер. РТИТС, в свою очередь, говорил, что сбои связаны с внешними атаками на сервисы системы.

Раздражение транспортного рынка вызвал и размер штрафа, первоначально установленный за неоплату проезда — для юридических лиц, владеющих транспортным средством, он составлял 450 тысяч рублей. Однако в действительности в первое время водителям и собственникам фур штрафы не выписывали.

Затем были приняты поправки, согласно которым размер штрафа за первое нарушение был установлен на уровне 5 тысяч рублей, а за повторное — 10 тысяч рублей без дифференциации на физических и юридических лиц.

Промежуточные итоги

Главным результатом годовой работы «Платона» Росавтодор назвал предоставление регионам России 22,9 миллиарда рублей на ремонт дорог в счет текущих и будущих поступлений от сборов с большегрузов, а также на строительство и ремонт мостов и путепроводов.

На текущий момент сборы от «Платона» оставляют 16,7 миллиардов рублей, уточняет представитель РТИТС. Всего же до конца года планируется собрать с большегрузов около 20 миллиардов рублей.

«Первые собранные системой «Платон» средства в размере 10,85 миллиарда рублей в мае были выделены из госбюджета на ремонт дорог, которые находились в самом критичном состоянии на 1 января 2016 года. По итогам дорожного сезона удалось отремонтировать более 1 тысячи километров самых проблемных дорог в регионах. Ремонтные работы полностью завершены в 40 городах и субъектах РФ. Еще 12,1 миллиарда рублей (с учетом прогнозных поступлений в бюджет) в этом году уже были направлены в 19 субъектов на строительство, реконструкцию и ремонт 31 искусственного сооружения», — сообщает Росавтодор.

Также дорожное агентство отмечает, что за первый год работы «Платона» налажен диалог между государством и бизнес-сообществом; выработан и реализован ряд важных мер, упрощающих процесс перевозок с учетом действия системы: снижены штрафы за нарушения, введена постоплата, созданы удобные дополнительные сервисы, пользователи системы освобождены от уплаты транспортного налога.

По данным Росавтодора, за год работы «Платона» пользователям выдано 570 тысяч бортовых устройств, оформлено более 10,5 миллиона маршрутных карт. Количество зарегистрированных в системе транспортных средств свыше 12 тонн увеличилось на 40% и достигло 771 тысячи.

Среди пользователей системы 60% составляют физические лица, 20% — юридические, еще 20% — индивидуальные предприниматели. Кроме того, зарегистрировано свыше 118 тысяч автомобилей перевозчиков из иностранных государств.

«Вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1 процентного пункта в течение всего 2016 года», — приводит Росавтодор данные статистики.

Источник: ria.ru

AgentNews.ru