Амурские тигры оказались жертвами человеческой жадности

Амурские тигры оказались жертвами человеческой жадности

Амурские тигры оказались жертвами человеческой жадности

Президент хотел как лучше, чиновники сделали как всегда.

Десять лет назад по инициативе Владимира Путина был создан центр «Амурский тигр», призванный сохранить популяцию этого редкого животного. Задумка удалась — сегодня вымирание полосатым кошкам не грозит.

Амурские тигры почти исчезли на Дальнем Востоке еще в 1930-е годы — их истребили охотники. К началу войны здесь оставалось всего несколько десятков особей. В 1947 году государство запретило охоту на этот подвид, и за прошедшие десятилетия популяция увеличилась в 20 раз. Но тигр по-прежнему оставался редким животным. В 2008 году начались работы по нескольким программам, связанным с изучением редких животных. На первом месте — амурский тигр. Спасение редкой кошки стало задачей государственной важности, а патронировал работы тогдашний премьер-министр Владимир Путин.

Получив мощное финансирование, зоозащитники развернулись по полной программе: при Российской академии наук была создана постоянно действующая экспедиция по изучению животных Красной книги. Благотворительных фондов насчитывалось несколько десятков. Даже иностранные лидеры считали долгом внести свою лепту. Например, экс-глава МИД Австрии

Амурские тигры оказались жертвами человеческой жадности

Карин Кнайсль не только передала в проект солидную сумму, но и обязалась взять шефство над каким-нибудь симпатичным тигренком. Пресса с умилением рассказывала о жизни полосатых кошек, весело описывая их похождения и приключения.

В итоге тигров спасли. Сегодня в Хабаровском крае насчитывается порядка 750 особей, и сказать, что они вымирают, уже никто не сможет. Зато на грани исчезновения оказались дальневосточные деревни. Расплодившиеся хищники без стеснения приходят в населенные пункты, убивают собак и уже несколько раз нападали на людей. Местные жители отчаялись победить опасных соседей, многие готовы переехать в более безопасные районы. Специалисты не сомневаются: причиной конфликта между тиграми и населением стала непомерная вырубка тайги, из-за чего сократилась кормовая база хищников (в частности, значительно сократилась численность кабанов). Когда-то биологи предупреждали о грядущей проблеме, но местные чиновники, увы, к их словам не прислушались.

ОТ СОБАКИ ОСТАЛИСЬ ЧЕЛЮСТЬ И ОШЕЙНИК

От Хабаровска до поселка Джонка — почти 5 часов езды на машине. По местным меркам это большой населенный пункт — почти сотня частных домов, школа, больница, есть даже свое такси. Вокруг на сотни километров одна тайга.

Тигры стали появляться здесь в прошлом году. Сначала местный житель случайно застал хищника в собственном сарае. «Вон в том сарае сидел, собаку доедал. Я посмотрел в дырочку, а он как рявкнет! У меня волосы на голове зашевелились. В дом побежал уже позже, когда ступор прошел», — рассказывал журналистам мужчина.

Как и куда ушел хищник, он уже не видел. Но при­ехавшие на следующий день специалисты обнаружили в сарае челюсть и ошейник — все, что осталось от пса.

«В соседнем селе тигр задушил собаку, улегся прямо поперек дороги возле дома ее хозяина и съел пса у него на глазах, пошел в сарай, отоспался. Через день вышел, другую собаку съел, в другом сарае отоспался…» — делится наболевшим жительница села Наталья.

«Амурский тигр, как правило, добычу убивает одним способом — бьет лапой по голове, а потом прокусывает артерию на шее. Сразу же мгновенная смерть. Очень редко собаки выходят живыми из схватки с тигром. Ему без разницы, кого уволочь: с таким же успехом он утащит лошадь, корову. Быка или зубра весом в 200 килограмм свободно давит и уносит в более спокойное место и там начинает его есть», — объясняет инспектор местного охотхозяйства Юрий Ваньков.

«Только и разговоров — здесь тигра видели, там… Страшно ходить по поселку. В школе даже вводили дистанционное обучение на время. Такое ощущение, что они следят за нами, а не мы за ними» — это слова еще одной женщины.

Бывают и ложные сообщения. Жители напуганы, путают даже заячьи следы с тигриными. «Кто-то из местных утверждал, что тигр за ним гнался. Такого не может быть. Если тигр нападет, человек его не увидит. Все произойдет быстро, в одно мгновение. Он из засады нападает, убивает и уносит», — опровергает слухи Юрий Ваньков.

Амурские тигры оказались жертвами человеческой жадности

«ИЛИ ОНИ НАС, ИЛИ МЫ ИХ!»

«Сейчас на территории 19 населенных пунктов тигры выходят практически ежедневно. Убрать их мы не можем, для этого нужно разрешение руководства из Москвы. Полиция и Росгвардия зверя могут гонять, они обеспечивают безопасность местных жителей, а мы обеспечиваем безопасность хищника», — говорит заместитель начальника отдела сохранения объектов животного мира Комитета охотничьего хозяйства Хабаровского края Олег Егорушкин.

Специалисты считают, что подобное поведение полосатых — не от хорошей жизни. Еще несколько лет назад они охотились на диких кабанов, и выходить к людям у них не было необходимости. Но в этих краях с бешеной скоростью вырубают лес, исчезает живность. Плюс ее добивают вездесущие браконьеры. Тиграм не осталось ничего другого, как искать пропитание в населенных пунктах. Только в нынешнем феврале правительство края спохватилось и запретило охоту на кабана на 3 года.

Люди на Дальнем Востоке открыто говорят, что если звери начнут нападать на них, то они возьмут в руки оружие, оно здесь в каждом доме. Их не остановит даже то, что за уничтожение краснокнижного хищника грозит до 9 лет лишения свободы. «Или они нас, или мы их!» — утверждает один из жителей Джонки.

ЛИШНИЕ ДАЖЕ В ТАЙГЕ

Эксперты не могут точно сказать, как решить эту проблему. Официальные лица и зоологи выступают против отстрела, но альтернативы не предлагают. Пока зверей отлавливают. За год удалось поймать лишь двух хвостатых террористов. Один вышагивал возле детского дома в городе Вознесенском. Его усыпили выстрелом из специальной винтовки и отправили в реабилитационный центр. Еще одного выловили с помощью специальной железной клетки-ловушки. Но вряд ли получится так деликатничать со всеми хищниками.

Инспектор Юрий Ваньков тоже против отстрела. «Убить тигра сразу сложно. Скорее, зверь будет ранен, но сможет уйти. Хищник станет опасным, он начнет рассматривать человека как угрозу. Тогда действительно начнутся нападения не на собак, а на людей», — считает он.

Единственный вариант — срочно запретить не только охоту на кабанов, но и вырубку леса, дав возможность всем коренным обитателям тайги спокойно жить, размножаться и находить пропитание. Впрочем, на Дальнем Востоке мало кто верит, что это возможно. Продажа древесины в Китай — главная статья доходов в этих краях.

«Легальные и нелегальные заготовки леса срослись в единый интерес высокодоходного бизнеса. Нередко квоты оказываются в руках китайских предпринимателей, которые используют для их получения любые методы. Только вдумайтесь: лес отдают заготовителям в долгосрочную аренду — до 40 лет! Причем восстанавливать количество срубленных деревьев их не обязывают. Ведь все стало принадлежать арендаторам, а заставить их опомниться не получается», — рассказал журналистам заслуженный работник охотничьего хозяйства Хабаровского края Александр Баталов.

Впрочем, чиновники не видят своей вины в происходящем. Местные СМИ, рассказывая о проблеме с тиграми, предпочитают не говорить о вырубке леса и вынужденном исходе оттуда живности. Они рассказывают про африканскую чуму, из-за которой якобы исчезло поголовье кабанов, косуль, зубров. Но почему бы не обязать тех же заготовителей леса помочь хищникам в бедственном положении, не позаботиться об их пропитании? Ведь наличие достаточной кормовой базы — это залог безопасности не только тигров, но и людей. Потому что при недостатке естественных объектов охоты тигр отправится добывать домашних животных, выходя к населенным пунктам.

Наталья Пуртова.

Фото: ADOBE STOCK,

AFP/EASTNEWS.

Источник: mirnov.ru

AgentNews.ru