Дальневосточный гектар пойдет под нож?

Дальневосточный гектар пойдет под нож?

В закон о дальневосточном гектаре вносятся поправки — теперь выдавать россиянам планируют не гектар пашни, а гектар леса. Этот лес тут же можно будет спилить и продать китайцам.

МИЛЛИОН С ДАРМОВОГО ГЕКТАРА

В Общественной палате РФ прошла общественная экспертиза проекта Федерального закона №1177357-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменения, которые предлагается внести в закон о дальневосточном гектаре, носят скандальный характер — так, из закона хотят исключить пункт о невозможности получения гектара иностранными гражданами.

Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Евгения Уваркина объясняет это программой переселения соотечественников из-за рубежа: если оставить закон как есть, то получить гектар до вступления в российское гражданство они не смогут. А ведь получение гражданства порой растягивается на несколько лет.

Кстати, сам размер участка может быть увеличен с 1 до 5 га — это связано с критикой со стороны сельхозпроизводителей: они указывали разработчикам закона на то, что невозможно вести сельхозпроизводство на одном гектаре. Для этого нужно как минимум 50-100 га.

Однако о таких больших участках речи не идет. Да и о сельхозпроизводстве тоже. Согласно новым поправкам, обладателям дальневосточных гектаров можно будет вести на них «сплошные рубки»: по словам экспертов Общественной палаты РФ, с одного дальневосточного гектара можно нарубить от 150 до 300 кубометров леса и продать его китайцам по цене от 3 тыс. за кубометр.

То есть просто так, на халяву, с каждого дармового гектара можно будет поиметь 500 тыс. — 1 млн руб. И не надо думать, что после сплошной вырубки на гектарах появятся некие переселенцы с чемоданами, которые начнут пахать и сеять, — лесной фонд так и останется лесным фондом.

КОМУ УЙДЕТ МИЛЛИОН?

Согласно закону, после подобных вырубок владельцы участков не обязаны вкладывать деньги в их восстановление — новый лес вырастет сам. Вот только понадобится ему на это от 80 до 140 лет.

Кому достанутся деньги от рубок — тоже вопрос. По словам заместителя начальника Управления использования и воспроизводства лесов Рослесхоза Алексея Клочихина, техника по вырубке леса работает с объемом от 90 тыс. кубометров. То есть под вырубку должны идти как минимум 300 га.

Но и это по новому закону не проблема — наоборот, он предписывает гражданам объединяться в кооперативы по 10 тыс. членов. В этом случае кооперативу будут предоставлены различные льготы.

По мнению экологов, «если разрешить сплошные рубки, лесозаготовители просто вырубят весь лес и все».

«Ясно, что никакой миллион рублей за проданный лес простому россиянину никто не даст, — предполагает глава Общества защиты прав потребителей Алексей Самохвалов. — Получится, как в свое время с ваучерами: один ваучер, как и один гектар, использовать было практически невозможно, поэтому граждане продавали свои ваучеры за мешок сахара, а уже владельцы тысяч ваучеров приобретали на них предприятия».

Чтобы распорядиться своим дальневосточным гектаром, лететь в такую даль не придется — достаточно будет подписать с рубщиками договор. А уж они и без вас вырубят весь лес подчистую.

«РОЖКИ ДА НОЖКИ» ОСТАНУТСЯ ОТ ЛЕСОВ

Масштабы «новой ваучеризации» — дальневосточной гектарщины ожидаются тоже всероссийские: в Общественной палате уже заявили о том, что намерены выдать по гектару каждому россиянину, включая стариков и грудных младенцев.

«Напомню, что для реализации прав 150 млн граждан в рамках закона на Дальнем Востоке есть всего до 2 млн га потенциально свободных сельхозземель и более 200 млн га свободных земель лесного фонда. Поэтому возможность организации продуктивной деятельности с использованием лесного фонда станет определяющей для 98% граждан», — объяснила член ОП РФ Евгения Уваркина.

По другим оценкам, на Дальнем Востоке имеется не 200 млн, а 500 млн га лесного фонда. Скоро от этих лесов, судя по всему, останутся одни «рожки да ножки».

Новые леса вырастут только при правнуках нынешних законодателей. На восстановление вырубленных лесопосадок из федерального бюджета в год выделяется один миллиард рублей — итого каждый субъект федерации получает чуть больше десяти миллионов. Даже если рубки на Дальнем Востоке затянутся не на один год, на высадку новых насаждений на каждый гектар придется в лучшем случае рубль, в худшем — несколько копеек.

«Сама идея дальневосточного гектара не понятна хотя бы потому, что в Центральной России гектар земли можно купить за 20 тыс. рублей, — продолжает Алексей Самохвалов. — С учетом цены на авиабилеты настоящим переселенцам в несколько раз дешевле купить землю в центре России, чем лететь самолетом всей семьей на дармовой гектар на Дальний Восток».

ВДОХНУТЬ ЖИЗНЬ – ЭТО ЗНАЧИТ ВЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ

Идея предоставления одного гектара на Дальнем Востоке с самого начала вызывала у экспертов немало вопросов. Однако теперь все начинает проясняться — с появлением в законе пункта о сплошных рубках становится видна коммерческая составляющая.

«Конечно, остается вопрос: не проще ли было правительству не выдумывать дальневосточный гектар, а просто разрешить сплошные рубки коммерческим лесозаготовителям? Однако в этом случае нашлись бы желающие обвинить российские власти в уничтожении лесов и их продаже китайцам. Здесь же получится, что народ сам лес рубит и продает. Обвинять сам себя народ не будет. Так или иначе почти у всех граждан России появляется возможность получить с вырубленного национального достояния небольшую, но все же копеечку», — комментирует социолог Роман Заваришин.

А председатель Общественной палаты Республики Бурятия Баир Бальжиров считает, что «вместо того чтобы давать по гектару где-то в лесу, нужно развивать существующие малые села, вкладываться в то, что уже есть, давать поддержку тем, кто готов ехать в село уже существующее.

А в это время села уничтожаются, школы закрываются, люди уезжают. А потом говорят: там все пьяницы, там некому работать! При этом власть не делает для них ничего! Вместо того чтобы в село жизнь вдохнуть».

Вдохнуть жизнь — это значит вложить деньги. А их в стране сегодня дефицит. Куда проще срубить все подчистую. А там хоть трава не расти.

Источник: mirnov.ru

AgentNews.ru