Хотят ли белорусы жить в одной стране с россиянами?
Вопрос не такой уж праздный, как может показаться на первый взгляд. Действительно, что будет дальше?
Автор этих строк во время поездки в Витебск на 31-й Международный фестиваль искусств «Славянский базар» попытался получить ответ на него.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Если два пандемийных года настроение у белорусов было, прямо скажем, невеселым, а в прошлом году, по известным политическим причинам, еще и настороженным в отношении россиян, то сейчас к ним вернулись былые благодушие и гостеприимство. Люди словно оттаяли.
Бывший медицинский работник, а ныне пенсионерка Екатерина Л. оказалась восторженным и словоохотливым человеком.
— У меня отец — русский, и я за объединение наших стран. Но сегодня люди начали ссориться из-за политики, у них разные взгляды на жизнь и будущее. Телезавод у нас открыли еще в восьмидесятые годы, чтобы пополнить мужскую часть населения, так как много было женщин. Но, увы, на заводе продолжали работать одни женщины. Надеюсь, когда станем одной страной, и женихов будет больше, приедут из соседних областей России…
Год назад более 40% опрошенных россиян считали ненужным объединение с Белоруссией. Только четверть респондентов (22%) хотели бы видеть Союзное государство как объединение двух стран в одну на равноправной основе, и лишь 17% хотят вхождения Белоруссии в состав России на правах региона.
Россияне также не склонны форсировать процесс объединения двух стран в рамках Союзного государства. Мнения белорусов, по сути, сходны с опасениями тех россиян, которые считают, что объединение усилит дестабилизацию в их стране.
Независимый белорусский социолог Андрей Волдамацкий считает, что ситуация в Белоруссии значительно отличается от российской. Если в России сторонники объединения численно преобладают, то в Белоруссии их доля значительно меньше. Так, в декабре 2019 года лишь 13% опрошенных белорусов выступали за объединение в форме Союзного государства, и 4% считали, что Республика Беларусь должна войти в состав России в качестве субъекта Федерации (в сумме 17%). В 2020 году доля сторонников объединения снизилась. Вместе с тем большинство белорусов (75%) хотят, чтобы Белоруссия и Россия были дружественными странами с открытыми границами без виз и таможен. Лишь 7% считают правильным введение полноценных границ.
ЖИВОЙ РАЗГОВОР
Автор провел собственный социологический опрос, и по его результатам, разумеется, нерепрезентативным и ненаучным, сейчас в Белоруссии складывается такая картина.
Среди опрошенных белорусов сторонников полного объединения было немного, причем все они в возрасте 60+. Их мнение практически совпадало с тем, что говорят российские сторонники объединения. Для них создание единого государства олицетворяет возврат к СССР и идею объединения славян.
— Я за объединение в одно государство или за самый близкий союз. Так я это ощущаю, в моем восприятии родины нет этой границы, — женщина, 71 год, Гомель.
— Поддерживаю экономическую интеграцию, отсутствие границ, укрепление культурных связей. Объединение не поддерживаю. Белоруссия должна быть независимой, — женщина, 67 лет, Брест.
Если в России националистические настроения в отношении белорусов полностью отсутствуют (преобладает мнение, что русские и белорусы — практически один народ), то в Белоруссии все сложнее. Вот свидетельство российского респондента, преподававшего физику в вузах Гомеля и Минска.
— Я уехала в Москву после того, как в Гомеле меня начал прессовать завкафедрой, он говорил, что русских нужно вешать слева от дороги, а евреев — справа, и кричал: «Я тебя, русская морда, заставлю лекции на белорусском читать!» И у него было немало сочувствующих, — женщина, 43 года, Москва.
В принципе, суждения о том, что белорусы и русские — разные нации, люди высказывали неоднократно.
— Я много езжу по СНГ и общаюсь с людьми. Белорусы ментально далеки от россиян! Мы другие! Поэтому только против! — мужчина, 41 год, Минск.
Белорусы считают, что в составе России их ждет участь депрессивных российских регионов. По их мнению, в независимой стране у них есть шанс на развитие, а в составе России они станут захолустьем.
— Белоруссия станет одним из заброшенных регионов России. Я этого не хочу, — женщина, 28 лет, Борисов.
Экономическая и социальная ситуация в Белоруссии в ряде аспектов лучше, чем в России: работают предприятия, сохранена деревня и сельское хозяйство, страна выглядит более ухоженной, чем Россия. Для белорусов эти позитивные стороны очень важны. Россия в этом плане не выглядит образцовой, что ставит под вопрос целесообразность перехода к российской модели государства.
По мнению белорусов, создание единого государства повредит развитию их страны и отбросит назад от европейской интеграции. Эти опасения вполне понятны. И если мы хотим жить вместе, нужно сделать все, чтобы их развеять.
Андрей Князев,
Витебск – Москва.
Фото: ADOBE STOCK.
Источник: mirnov.ru