Илона Броневицкая: Зоозащитники – не фашисты!

Илона Броневицкая: Зоозащитники – не фашисты!

Илона Броневицкая: Зоозащитники – не фашисты!

Илону Броневицкую знают и любят миллионы россиян.

Актриса, певица, теле- и радиоведущая, звезда нашей эстрады, в последнее время Илона активно занялась защитой природы и даже стала советником губернатора Московской области по вопросам обращения с бездомными животными. И считает эту деятельность очень важной для региона и всей страны.

— Илона Александровна, давайте начнём с самого простого вопроса: что заставляет людей помогать бездомным животным?

— А почему это вызывает у кого-то удивление? Помогать вообще неплохо! А животным, как правило, помогает та категория людей, у которых развита эмпатия, которые просто не могут не сочувствовать, не сопереживать другим. Такие люди помогают всем подряд. Они плачут от чужой беды. Им невероятно тяжело просто пройти мимо лежащей на асфальте сбитой машиной собаки. Сложно не заметить мимо котенка, который замерзает на снегу, или кошек, которые орут из подвала, в котором люди заварили продух. Не просто сложно — невозможно! Я вижу вокруг именно таких людей.

 

Надо понимать, что специалистами в этой сфере становятся только те люди, которые в этом «варятся», этим занимаются. У меня за плечами нет «собачьего института», но я в этом вопросе разбираюсь, еще лучше об этой сфере осведомлены ловцы, которые в своих районах знают собак «в лицо». Вообще, этим занимаются зоологи-этологи. Этология – это наука, которая изучает поведение животных. Жизнь популяции.

 

Да, есть и другие. Те, кто оправдывает свою холодность, своё равнодушие какой-то «занятостью», или тем, что «мы и сами бедные, кто бы нам помог…». Они не видят ни беды животных, ни беды соседей, ни беды своих собственных детей. Просто у них сердце закрыто. Кстати, психиатры на разного рода «круглых столах» квалифицируют живодёрство как заболевание. Это — не нормально для человека.

— А что касается воровства из бюджета?

— Такие случаи совершенно официально зарегистрированы в Астрахани в виде уголовных дел. Почему мне, живущей в другом регионе, это хорошо известно? Да потому что я не просто «тётя, которой стало жалко собачек, и теперь она носит им кастрюльку с кашей». Сегодня я — хозяйка приюта, которой стала совершенно нечаянно, потому что не смогла пройти мимо. Приют должны были снести… Позже, когда на моем попечении уже были бездомные собаки, стало понятно, какая проблема с ними на улице, как неправильно всё устроено, как всякая, простите, сволота просто ездит и стреляет в животных. И в 2014 году мне удалось инициировать большой «круглый стол» в правительстве Московской области. Тогда и нацелились на работу в каком-то более продуктивном русле. Спасибо!

Илона Броневицкая: Зоозащитники – не фашисты!

С 2015-го мы, в том числе и я лично, ловим собак. Ловим — гуманно. Есть такое понятие, как «возвратная стерилизация», такой способ обращения с бездомными собаками, который известен, как ОСВВ — «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат». И мы видим, что это действительно работает! 

 

Нам, я считаю, просто необходимо ввести такую практику –стерилизация «хозяйских» животных. Мы вырвали их из дикой природы и не даем этим животным возможность реализовать свою гормональную сферу. А стерилизованные живут и дольше, и спокойнее. И не дают нежелательного приплода. Бесконтрольное же разведение от продаж, например, на «Авито», даёт переизбытки таких пород, как алабаи и хаски… У нас в приюте сейчас около 60 алабаев!

 

Какие я сделала выводы? Первый и главный, если не сказать – глобальный: там, где плохо с собаками, плохо и со всем остальным. Второй: по мере того, как работал Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», какие-то регионы провалились, а какие-то — наоборот. Эталон для меня — Петербург. Там собак на улицах нет вообще. И ни одной не убили! С 2012 года их стерилизуют. Бюджет на это выделен — 50 миллионов, туда сейчас входит и бесплатная вакцинация. Они на эти же 50 миллионов уже и кошками занялись. То есть, всё работает. Что бы в некоторых других регионах ни орали…

Главный вопрос: почему у одних работает, а у других нет? Ответ очень простой: либо в некоторых краях и областях не снизошли до того, чтобы понять, что это такое и зачем, и просто растаскивают бюджетные деньги, либо идеологически очень сильно против.

В первом случае лидирует Астрахань, губернатор которой является основным «застрельщиком убийственных поправок» к закону об ответственном обращении с животными. При этом практически каждый год в этом регионе возбуждаются уголовные дела о хищении бюджетных средств. В этом году работа по отлову, а теперь уже и эвтаназии бездомных собак отдана человеку, который за несколько месяцев успел «стерилизовать» пять тысяч собак… не имея собственных врачей и необходимого для этого ресурса. Короче говоря, все ясно опять. И бюджет Астраханского региона, который раз в 10 меньше Московской области, превышает подмосковный. 

 

В Питере собак нет. Петербург — большой город, и бюджет там 50 миллионов. В подмосковной Балашихе, где мы ловим собак, — 12-13 миллионов. У нас за прошлый год 181 случай покуса. В Астрахани — около 6 тысяч покусов, и бюджет они приняли более 300 миллионов. Вам нравится?..

 

А вторая «группа товарищей» – это наши идеологические противники, так называемые догхантеры, в миру — «дохи». Дохи просто хотят смерти. Они пишут в интернете посты типа: «Давайте научим детей, как лучше убивать собак!» Надо признать, что некоторых результатов они достигли. Потому что трэш-контента для юношества стало больше — в разы! Когда я на заседании Общественного совета высказалась по теме жестокости подростков, Институт Сербского привёл цифры — большие проценты, на которые выросли разного рода отклонения у детей, у молодежи: желание и готовность убивать, мучить, расчленять… Котят, собак, сверстников… 

Всё это, на мой взгляд, идеологически курируется догхантерским сообществом. Они нас ненавидят. Эти люди, собственно, и двинули тему, что зоозащитники — это фашисты, а ворующее меньшинство их поддержало. Отсюда и родился вот такой, например, на мой взгляд, препозорнейший эфир о «зооэкстремизме», который был показал по одному из федеральных каналов. Там рассуждали о том, что зоозащитники – это «те, кому собаки дороже людей». Бред! Знаю по себе: чем больше ты в это погружаешься, тем больше видишь во всей этой проблеме грязи, несправедливости — всего того, что проецируется и на другие сферы жизни. И с этим хочется бороться.

— Думаю, вряд ли эти «группы товарищей» образуют какие-то общественные организации…

— Нет, там «кружки по интересам» — сайтики, чатики, канальчики- они общественным организациям только противостоят. Противостоят они и закону. Они, собственно, уже победили тот закон, который существовал с 2019 по 2023 годы и дал снижение покусов по стране — 16%.

Я посмотрела данные Росстата — показатели смертности от покусов собак, так они вообще никогда такими низкими не были. Просто пресса сделала какие-то случаи нападений собак громкими. Но они, увы, были всегда, причём их было больше. В Якутии, например, каждый год загрызали одного-двух человек, в том числе детей, но мы ничего об этом не знали. А сейчас чуть что — уже показывают бегущих детей… Да, кошмар! Но тут возникает вопрос к подрядчикам: если у вас такое происходит, что вы делаете не так? Ведь практически все цифры идут на убыль. Кроме цифр в скандальных регионах типа пресловутой Астрахани.

— Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы бродячих животных было меньше?

— Во-первых, надо контролировать источники поступлений, чего вообще никто не желает делать. Во-вторых, их надо стерилизовать и стерилизовать.

— Источники поступлений?..

— Да, я имею в виду бесконтрольное разведение животных, все эти «плодильни». И, безусловно, должна быть некая ответственность хозяев, а её нет. В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены какие-то штрафы за самовыгул, но как ты этот самовыгул докажешь? В Московской области приняли решение о регистрации животных, и что? Люди к этому не готовы, с ними надо работать.

 

В России есть система под названием «Черный отлов». Люди создают сайты, среди которых есть просто «великий» — «Госотлов» называется, хорошо сделан, красиво… Как «Госуслуги». На самом деле один человечек его сделал, а второй ловит. Они берут большие деньги за то, что собачка будет поймана, «стерилизована и помещена в закрытый приют в очень далёкой закрытой зоне». Но никто вам не скажет, где он, потому что его нет. Поначалу они брали за одну собаку десять тысяч. Но на самом деле они этих собак просто перевозят подальше и выкидывают. Вывезли, например, собаку из Люберец и переправили в Красногорск…

 

В некоторых странах есть такая практика: приезжает в какое-нибудь, по-нашему говоря, «село Кукуево» операционный «ваген», и специалисты предлагают людям стерилизовать их собачек. Льготно или бесплатно. Им разъясняют, уговаривают и ещё и лотерею разыгрывают. Можно выиграть, например, электрочайник… Вот так это делается. Мы предложили, нам ответили: «Не выдумывайте». Пока тема не идет.

— Кто так ответил?

— Да был у нас некий руководитель в правительстве. Посмеявшись над нашей идеей, ответил на это предложением ввести мониторинг собак с помощью искусственного интеллекта. «Великая» идея! Где-то она сейчас воплощается, и ловцы выезжают в парк на статуи лисы с колобком на носу, потому что искусственный интеллект воспринимает ее как живую собаку…

— А как, по-вашему, эта система должна действовать?

— Она должна, во-первых, учитывать то, что мы работаем с живой природой. Нужно понимать, что, например, в феврале-марте собаки объединяются в стаи. И эти стаи надо как-то контролировать. Также, совершенно точно известно, что максимальное количество покусов со смертельным исходом — это собаки, выбегающие с частных территорий, из промзон и так далее. Доказанный факт! А значит, необходимо первым делом обратить внимание на эти особо опасные объекты и заниматься ими. 

В приоритет надо ставить недопущение всяческих опасных ситуаций – покусов и, не дай Бог, смертей. Пример. В Оренбурге мальчишки бегали по промзоне, и одного из них собаки порвали насмерть. Страшно! У меня сразу вопрос: а почему на этой промзоне оказалось так много собак? Почему их не выловили и не придумали, куда рассредоточить? И почему там оказались дети? Сплошные вопросы. И к власти, и к подрядчику. Подрядчица там оказалась чистой коммерсанткой, ей вообще было всё равно, что происходит, она просто что-то делала и получала за эти «что-то» деньги.

И вообще: у меня есть ощущение, что мы живем в какую-то «эпоху цифровой отчетности». Все грамотно и классно отчитываются. А за этим, по сути, не всегда что-то стоит. Это контроль ради контроля. Контроль не для того, чтобы что-то действительно было сделано, а для того, чтобы отчитаться, что контроль есть…

Вот что происходит сегодня: ловец поймал собаку, ему бы ловить других, но нет. Он должен написать акт, загрузить его. То есть в приложении загруженный акт есть, но потом ловец обязан этот же акт написать ещё в трёх экземплярах уже на бумажном носителе. Потому что мы должны сдать его в бухгалтерию, в ветеринарию и — хранить у себя. Потом он должен эту собаку выпустить, и тоже написать такое же количество актов…

Повторюсь: в Подмосковье работает система, которая не требует такого контроля, потому что мы собак чипировали. У нас любую собаку с клипсой поймай и сделай ей УЗИ — она будет стерилизованной. А в Красноярске я беседовала с сотрудником администрации, который отвечает за отлов собак. Он говорит: «Я — гений, придумал, как не ставить клипсы: татуировку в паху собаке делать…» Потом обнаружилось, что татуировки эти можно смыть, так их предприимчивый подрядчик рисовал фломастером…

— А вы — тоже подрядчик?

— Конечно! А как я буду в этом разбираться, если сама не делаю? Однажды моей маме делали операцию в Германии, в городе Висбаден, и я решила к ней приехать. Подружилась с врачом, рассказала ему, что у меня есть такой приют, и спросила: «А что у вас?» Открываем газету, и находим организацию, в которой говорящие на русском девушки спасают собак из России. Теперь из нашего приюта в Германию уезжает много собак…

В мире всего семь стран, где бездомность собак полностью побеждена. Германия в их числе. На хозяевах там лежит колоссальная ответственность. Закон строго-настрого запрещает убивать собаку, не говоря уже про то, что ты должен поставить её на ветеринарный учет и платить налог. Даже больного питомца усыпить очень непросто, нужно разрешение специальной комиссии. Всё сильно зарегламентировано. Если что-то делаешь не так, соседи сообщат, «куда надо». Но вопрос не в этом. Вопрос в том, что, несмотря ни на что, собаки находят новых хозяев. Добрые дела сближают…

Илона Броневицкая: Зоозащитники – не фашисты!

Я понимаю, что мир наш – очень маленький, и всё, что мы делаем, должно совершаться под флагом любви, а не под знаменем цифрового контроля. И тогда это будет приносить и радость, и безусловный результат.

— И последний вопрос: каково это – быть в наше время зоозащитником?

— Сложно. Не модно и местами даже опасно. Друзья, зоозащита не является движением и никем не финансируются, тем более из-за рубежа, уже хотя бы потому, что от системы SWIFT мы отключены. Шучу! Главное то, что эта работа привлекает, как «концентрические круги добра», мы видим, как много у нас хороших людей, и стали участниками множества удивительных эпизодов и встреч!..

Приходит в приют ребенок, и мама его говорит: «Вот мой дурачок… Копил деньги на игровую приставку… Но прочитал про вас в интернете, и решил на все эти деньги купить корм для собак. Вот мы вам его и привезли». Какое же счастье — это видеть и слышать!..

Недавно в Подмосковье был проведен опрос общественного мнения. Шесть тысяч респондентов. Опрашивался каждый городской округ. Результаты — я ликовала! Только четыре процента сказали, что бездомных собак надо убивать. Был там и такой вопрос: что лучше — выпускать стерилизованных собак или закрывать их в приюты? Многие говорили: «выпускать», а люди, отвечавшие «закрывать», мотивировали это тем, что «в приюте собаке безопаснее». Понимаете? Они о собаках думали! 

И сегодня у нас много животных берут домой. Возьмёт себе человек, а потом пишет нам: «Спасибо вам огромное! Вы спасали эту собаку, но в итоге спасли нас…» 

Беседу вел

Вадим Винокуров.

Фото: А. Ломохов,

Pixabay.com,

Adobe Stock.

Источник: mirnov.ru

AgentNews.ru