Как-то главный онколог страны Михаил Давыдов заметил, что советский врач оказывал гражданину помощь, а российский врач — услугу. «За услугу, — подчеркнул Давыдов, — как известно, надо платить». Одной фразой Михаил Иванович показал всю порочность, уродливую сущность нашего здравоохранения. Примерно то же самое можно сказать и о современной системе российского образования.
Помнится, в прошлом году российский премьер Дмитрий Медведев в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов» предложил педагогам самим искать варианты повышения доходов или сменить профессию и уйти, например, в бизнес.
Школьные учителя меньше жалуются на низкие зарплаты, о них в одном из майских указов (довести зарплаты учителей до среднего уровня зарплаты в каждом конкретном регионе) позаботился Владимир Путин. Тогда ещё родилась шутка, что президентский указ проще всего будет выполнить тем губернаторам, кто держит свой народ в нищете. И тогда же стали изобретать механизмы и схемы, позволяющие поднимать уровень доходов учителей. Они имели региональную специфику, но общее у них было одно: уровень зарплаты напрямую должен быть привязан к качеству и эффективности работы учителя. Причём качество и эффективность работы оценивались преимущественно по бумагам, составленным самими же учителями. Очень скоро учителя поняли, что для получения высокой з/п им и вовсе достаточно бумажной работы. Учебный процесс стал для многих делом вторым, важнее стало зарабатывать баллы, а каждый балл — это 150-300 «рэ». Крупная сумма баллов становилась увесистой добавкой к окладу, часто перевешивавшая сам оклад.
Баллы начисляются за всё. Промелькнуло, скажем, твое имя или имя твоего ученика в СМИ, вручили тебе или опять же твоему ученику диплом за участие в каком-нибудь конкурсе и т.д, и т. п. И тут даже не важно, провёл ты какое-нибудь педагогическое, воспитательное или культурное мероприятие, важно, чтобы была бумажка о его проведении, аккуратно подшитая в личное портфолио.
Очень стали популярными всевозможные школьные конкурсы, такие, например, как «Лучшие чтецы стихов Пушкина» или «Мы рисуем наш (дальше подставляйте всё, на что хватит вашей фантазии). Проводятся они обычно так. Учитель литературы школы Х приглашает «чтецов Пушкина» из школы У. В классе собираются (хорошо если собираются) несколько человек и читают стихи, разумеется, Пушкина. Но главное — не чтецы и не стихи, а что потом. Потом учитель школы Х вручает учителю школы У благодарственное письмо за участие в конкурсе. Звучат фанфары. Благодарственное письмо, гарантирующее получение балла и соответственного начисления в рублёвом эквиваленте, заботливой рукой подшивается в портфолио.
Но это ещё не всё. Учитель школы Х пишет в местную газетку (для этого часто имеются «специальные издания» с говорящими названиями, к примеру, «Современный педагог», в которых только и публикуются сами же учителя), так вот, учитель школы Х пишет в местную газетку о проведённом в их школе конкурсе, где отличились и получили дипломы участников такие-то и такие-то ученики. И за это опять же начисляется балл, как учителю школы Х, за подготовку и опубликование заметки в газетке, так и учителю школы У, которого самого и его учеников, получивших дипломы участников конкурса, упомянули в газетке.
Но и это ещё не всё. Через короткое время учитель школы У приглашает учителя с учениками из школы Х к себе на «ответный» конкурс — «Лучшие чтецы стихов Лермонтова»… И шаг за шагом повторяется всё то же самое… И потом ещё конкурс, ещё и ещё… Благо у нас великих поэтов и писателей хватает. А баллы капают, капают, их ведь надо обновлять каждые полгода. И бумажный водоворот не прекращается, а только нарастает. Где уж тут думать об учебном процессе, собрать бы качественное портфолио.
Таким образом из бюджетов высасываются миллионы рубликов. Но это ещё не самое страшное. Пилить, растаскивать бюджетные (читай — народные) — дело привычное в нашей стране. Страшно то, что таким образом развращается, вырождается учительство, которое следом за собой тянет в пропасть тех, кого им доверили — детей, наше, как мы любим выражаться, будущее.
Каким мы имеем наше будущее, какой же продукт на-гора выдают наши учителя? Показательный срез «будущего» выдали митинги под лозунгом «Он вам не Димон», прошедшие в минувший выходной во многих городах России. Послушаем тезисно заявления школьника на одном из них: «Должны бороться за свободное общество, свободное от социализма и коммунизма… Среди людей моего поколения популярны фигуры Ельцина, Гайдара, мы и дальше будем бороться за это… Бороться за настоящий капитализм, а не за какой-то неофеодализм… Воплотим свою американскую мечту. Молодёжь знает, что единственный выход — капитализм, нормальный развитой капитализм, не неофеодализм как в России…» По словам этого школьника, 20 процентов его товарищей поддерживает власть, 30 процентов — против, а половина просто аполитичны.
С точки зрения Димона, против которого как будто бы вышли школьники, каша в головах последних — это то, что нужно ему, Димону. Для того Димон и иже с ним замутили реформы, в том числе и реформу образования, чтобы получить продукт в виде подобных школьников. И если посмотреть трезво на прошедшие в воскресенья митинги, то они на самом деле были не против Димона, а за Димона. Гайдар такой же кумир Димона, как и этого школьника. И Димон воплощает «американскую мечту» на российской почве, за которую ратует школьник. Просто школьник ещё не всё понимает, его ещё немного подучат и он точно поймёт, что Димон — это как раз то, что ему нужно.
И за таких школьников Димон должен быть благодарен учителям (которые не объяснили школьнику, что капитализм, даже «настоящий капитализм», сегодня — полный отстой. Что Европа и Америка, которые для школьника как луч света в этом мире, давно уже сами разочаровались в этом капитализме, и каждый своим путём идут к построению социального государства, то есть к тому самому социализму, возвращения которого так боится школьник). Это те самые учителя, которые прошли ломки всех реформ, многих из них эти реформы вытолкнули на обочину жизни, в не самом худшем варианте — на рынок, челночниками. Самые же стойкие, по большей части превратившиеся в рьяных «коллекционеров баллов», куют наше будущее.
Тут необходимы три оговорки. Первая. Особо винить современных учителей вроде бы даже и нельзя, они — заложники системы, жёстко насаждаемой сверху. Многие из учителей и сами не поняли как дошли до жизни такой.
Второе. Конечно, не все учителя «рьяные коллекционеры баллов», встречаются и исключения — те, кто работает для души или за идею. Но с ними так, если душа и идея не противоречат идеям Димона, то на них смотрят с недоумением, как на белых птах, ну, а ежели противоречат, то таких система рано или поздно «причёсывает» или выдавливает из учительского сообщества. Здесь без сантиментов.
И третье. В том, что у нас такие школьники, а на самом деле надо брать шире — такие дети, виновата не одна только школа, а вся «окружающая среда» — от СМИ до различных институтов и ветвей власти. Ведь школа хоть и важный, но всего лишь один из элементов «окружающей среды», комплексно обрабатывающей население.
И последнее. По наблюдениям школьника, 30 процентов его товарищей не поддерживают существующую власть. Много это или мало? Даже если школьник сильно преувеличивает и «противников власти» пусть даже в два-три раза меньше, то и этого достаточно «для революции», которую согласно так называемой «кривой Гаусса», то есть правилу нормального распределения, делают 3-5 % гиперактивного населения. Тех, кто выходит на митинги, смело можно причислить, как минимум, к активным. А это уже звоночек. И Димону с его компанией в том числе.
Источник: tupikru.blogspot.ru