В Беларуси о Китае самые поверхностные представления. Многие до сих пор думают, что это бедная коммунистическая страна, где все население занято на изготовлении ширпотреба для всего мира за 100 долларов в месяц. Информацию пора обновить. Светлана, которая изучала великий и могучий китайский язык на родине Конфуция, рассказала, что это китайцы теперь могут считать Беларусь бедной страной с дешевой рабочей силой, пишет tut.by.
Специалисты, владеющие китайским и английским языками, теперь в цене во всем мире. В нашей стране их совсем немного. Наша собеседница Светлана поступала в БГУ на филологический факультет, восточное отделение, осознанно. Она понимала, что при такой интенсивной экономической экспансии Китая на Запад специалисты с хорошим китайским будут всегда востребованы. Оказалось, что в их подготовке заинтересованы как белорусское, так и китайское государства — на третьем курсе университет направил лучших студентов на стажировку в китайский Далянь, а стипендию им обеспечил институт Конфуция.
Белорусских студентов поселили в общежитие, больше похожее на отель, в огромном студенческом городке Далянского политехнического университета. Китайцы создали очень комфортные условия для жизни: два человека в комнате, ванная и туалет. Света говорит, что иностранцев там любят, предоставляют самое лучшее.
Что собой представляет кампус? Это мини-город — семь общежитий, учебные корпуса, спортплощадки, столовые. Все это занимает огромную площадь — по размерам примерно как Боровляны. После учебы можно сходить в тренажерный зал, бассейн за чисто символическую плату: 10 юаней, это примерно 3 рубля. На площадки для футбола, тенниса, баскетбола вход бесплатный.
— Для нас китайцы-преподаватели подбирают имена, которые соответствуют нашему характеру. Меня, например, окрестили Шан Ти Ин — добрая, красивая, честная, добросовестная.
Обучение для наших бесплатное, еще и стипендию платят. Некоторое время оплачивали и медстраховку, но потом перестали. Без нее болеть иностранцу в Китае очень дорого. Пару раз Свете приходилось обращаться к врачам, и она говорит, что вылечить зуб стоит сумасшедших денег.
Все иностранцы учились отдельно от китайцев. У них очень популярны профессии, связанные с телекоммуникациями, экономикой, банковской сферой, ИТ, строительством. А вот творческие специальности дизайнера, фотографа или художника их мало привлекают. Они считают, что это всего лишь хобби, которым не заработаешь, ничего в жизни не добьешься.
Без образования в Китае трудно выбиться в люди. Поступить в университет у них очень сложно. Нет такого, что, набрав 10 баллов на ЦТ, можно учиться на платном. Реально поступают только лучшие из лучших или те, у кого хорошие связи. К вступительным экзаменам готовятся несколько лет. Если поступил — попробуй еще не вылететь. Учеба у них с утра и до 6 вечера. После занятий — лабораторные. И так 4 года. В медицинских вузах учатся дольше, 6 лет.
Зимой большие каникулы — иностранные студенты отдыхают почти 2 месяца, китайские — месяц.
А потом Света открыла для себя других китайцев — образованных, вежливых, культурных, получивших образование за границей.
— В Даляне есть кварталы халуп, люди там очень бедные. Но и столько дорогих машин, как в фильме «Форсаж», я видела только в Китае.
Китайцы очень много работают, рабочий день может длиться 14 часов. Поэтому быстрее их никто не строит. «Великий камень» без китайских рабочих, с нашим 8-часовым рабочим днем, строился бы гораздо дольше. Китайцы же могут работать и в выходные дни.
Семья
Традиционные китайские праздники могут длиться несколько дней. Например, аналог нашей Радуницы длится почти неделю. В это время у китайцев принято собираться за семейным столом. Причем съезжаются не только самые близкие, но и все многочисленные тети и троюродные дяди. Семья у китайцев стоит на первом месте — в этом они следуют заповедям Конфуция, который учил, что нужно уважать родителей, которые дали нам жизнь. Считается, что сначала о ребенке заботится родитель — одевает, кормит, дает образование, помогает с жильем, а дети потом обеспечивают им достойную старость. Пенсионный возраст у китайцев начинается в 65 лет. Если человек ушел на пенсию с официального места работы, то он может рассчитывать на 70% от размера своего заработка. Однако далеко не все работали в компаниях и платили налоги, размер их пенсии может быть совсем мизерным, поэтому ответственность за содержание стариков берут на себя дети.
Все знают, что раньше китайцам нельзя было рожать второго ребенка. Если у кого-то он все же появлялся, то родители 18 лет платили за него специальный налог. Бойфренд Светланы, Жу Шень, или, как его на наш манер называют, Женя, тоже был вторым ребенком в семье. Его родители, чтобы не платить налог, отдали его на воспитание бабушке, в другой город. Теперь таких ограничений нет, однако новое поколение китайцев уже и не спешит обзаводиться детьми, у них это очень ответственный шаг. Сказывается еще и влияние западной цивилизации, когда люди сначала должны получить образование, мир посмотреть, сделать карьеру.
У китайских девушек эталоном считается белая кожа. Летом очень многие ходят под зонтиками. Даже в курортной зоне купающиеся в море китаянки — редкость, и те в максимально закрытых купальниках. Китайские парни стараются и здесь, на пляже, сделать селфи на фоне иностранок — они, в отличие от китаянок, и в море купаются, и загорают.
Китайская кухня
В Китае очень развито понятие стритфуда. Любой человек, который хочет заработать копейку, может приготовить дома какое-то блюдо и выйти с ним на улицу продавать. У таких торговцев всегда можно купить блинчики, пирожки, что-то наподобие беляшей. Это очень дешево стоит. О санитарии, правда, говорить нечего — ее нет. Но государство совершенно не контролирует этих людей с тележками. Никто их не проверяет, ничего не сертифицирует. У китайского государства есть дела более важные.
— Первое время мы ничего не ели, кроме китайских пельменей, опасались, — говорит Света. — Правда, в пельменях начинки могут быть самые разные. Например, с креветками. Очень вкусно.
Потом долго привыкали к тому, что здесь вся еда острая. И это притом что Далянь — север Китая, и здесь блюда не самые перченые. «Огненная» еда — в провинции Сычуань. Здесь любое блюдо даже нюхать без слез не получается.
Китайцы любят поесть. Если ты хочешь приготовить какое-то блюдо, то ты должен все делать в правильной очередности, знать, когда и какие ингредиенты класть в блюда, как и какие овощи нарезать с какой скоростью и какого размера, какие приправы сыпать. Китайцы готовят на огромном пламени в глубокой посуде. Зато жарится-варится все очень быстро. И очень вкусно. Кстати, не везде в Китае популярен рис — на севере предпочитают лапшу.
Вы когда-нибудь видели, как едят китайцы? На столе сразу может находиться минимум 7 разных блюд. Чем более важная встреча, тем больше блюд на столе.
Пробки в китайских городах — особый разговор. Проблему пытаются решить ограничением выезда на дорогу в определенное время: то есть в один день ездят машины с четной цифрой в конце номера, в другой — с нечетной. Нарушителей этого порядка ждет штраф. Камер на дорогах столько, что незаметно нарушить не получится.
Недвижимость и зарплаты
Во время учебы Светлана выкраивала время и на путешествия, побывала в разных частях страны.
В городах преобладают многоэтажные дома, частный сектор можно найти лишь на городской периферии, в деревнях.
В Пекине, Гуанчжоу, Шанхае ориентировочная стоимость квадратного метра — 9 тысяч долларов.
— В больших городах и заработки выше, — говорит Света. — Например, для Пекина нормально иметь зарплату от полутора тысяч долларов. Заработок в средних городах — 1200 долларов, в таких, как Минск, — 500−600 долларов.
Китайцу выгодно работать за рубежом. Например, те, что приезжают в Беларусь работать в китайских компаниях, имеют очень приличные зарплаты. Те китайцы, которых сюда на работу направило государство, сверху к зарплате получают компенсацию за то, что их оторвали от родины и семьи. За рубежом им предоставляется ряд льгот. Например, если он купил в Китае квартиру в кредит, компания ежемесячно откладывает определенную часть денег, чтобы помочь работнику при возвращении на родину рассчитаться за жилье.
При желании китаец сможет без проблем купить квартиру в Минске, но таких, которые бы остались здесь навсегда, немного. Все они стремятся вернуться на родину. Тем более что Беларусь для них — не самая привлекательная страна. Как бы это обидно ни звучало, но китайцы считают нашу страну отсталой, без больших перспектив.
Сейчас Светлана работает в Китайско-белорусской совместной компании по развитию индустриального парка «Великий камень». Она говорит, что у этого проекта большое будущее — к нему и в Китае, и в Европе огромный интерес.
Источник: charter97.org