Кто и как распространяет дезинформацию в соцсетях

Кто и как распространяет дезинформацию в соцсетях

Русскоязычные пользователи соцсетей активно подхватывают слухи о якобы грядущих стихийных бедствиях, «нашествиях смертников» и «накачанных кровью ВИЧ-инфицированных бананах».

Нагнетать панику помогают анонимные рассылки по смс и мессенджерам. Во всем мире источниками подобных небылиц бывают военные противники, политические силы и просто сумасшедшие.

Что общего у этих слухов и почему они опасны?

«Делаю предсказание на 20 октября 2016 года. Ожидается сильное землетрясение», — написал 14 октября в своем аккаунте в соцсети «ВКонтакте» пользователь под ником Владимир Даллас.

Предсказатель — по совместительству фотограф, видеооператор и преподаватель игры на акустической гитаре — рисовал поистине апокалиптическую картину. Он утверждал, 20 октября на Дальнем Востоке наступит «пик сейсмической активности». Сильнейшие подземные толчки в Охотском море, по его данным, должны были спровоцировать наводнение, которое разрушит каменные здания в Южно-Сахалинске, пробьёт дамбу и затопит Комсомольск-на-Амуре, а также левый берег реки Амур в районе Хабаровска.

«Не обойдется без человеческих жертв», — предупреждал Даллас. Точнее, по его словам, лишь ретранслировал информацию от маятника, «подключенного к информационному полю земли».

Вскоре текст Далласа начал распространяться через соцсети и мессенджер WhatsApp. Он приводился полностью за исключением первого предложения, из которого ясно, что речь идет о предсказании, и последнего, где говорится о подключении Далласа к информационному полю Земли.

17 октября, спустя три дня после оригинального поста, на рассылку обратили внимание местные СМИ. «Главная новость к этому часу. Хабаровчан пугают землетрясением. Ложные сообщения разлетаются по социальным сетям», — сообщило своим слушателям «Авторадио Хабаровск».

В Институте тектоники и геофизики Дальневосточного отделения РАН слушателям радиостанции посоветовали «не реагировать на чью-то глупую шутку». Ученые заявили, что предугадать место и время удара стихии с такой точностью просто невозможно.

Человеку кажется, что он собирает всю информацию о какой-то угрозе, и он думает: я об этом много знаю, я точно не попаду в эту ловушку, пускай даже в чем-то я сомневаюсь.

Игорь Орлов, профессор факультета социальных наук ВШЭ

На расползающиеся слухи отреагировали и на Сахалине. Глава регионального управления МЧС России Денис Ильинов официально опроверг предсказание о землетрясении. Он призвал доверять «людям в погонах» и представителям научных кругов. «А все остальное — это полный бред. Паниковать не надо и прислушиваться к этому ни в коем случае не надо», — резюмировал Ильинов, призвав «соответствующие службы» установить источник рассылки.

Люди в погонах и ученые оказались правы. Погода в Хабаровске и других городах Дальнего Востока 20 октября не отличалась от обычной для этого времени года.

«Я зря замахнулся на предсказания стихийных бедствий, — сообщил Даллас Би-би-си. — Маятник четко показывал землетрясение и наводнение на 20 число. 21 числа он перестал показывать эти события. Я поспешил с выводами. Я ошибся».

Кто и как распространяет дезинформацию в соцсетях

Image copyrightTHINKSTOCK

Image captionСлух про «кровавые» бананы распространен по всему миру: то, что пользователи соцсетей принимают за кровь, является грибком красного цвета

Смертники и бананы

По словам Далласа, он не прилагал усилий для распространения предсказания: в соцсети «ВКонтакте» у него всего 55 друзей и 156 подписчиков. Когда сообщение подхватили локальные сообщества — многочисленные «Подслушано…», «Типичный…», «По секрету…» (например,»По секрету Сахалин»), и пошла массовая рассылка по WhatsApp, на страничке первоисточника было всего два репоста.

Найти первоисточник панического слуха удается не всегда. В 2015 году пользователи соцсетей распространяли сообщения о 18 смертниках, якобы готовящих теракты в торговых центрах крупных российских городов. Источником этой волны стала массовая анонимная рассылка по различным мессенджерам и через смс-сообщения в Татарстане.

Завоевывая все более широкую аудиторию, слух мутировал и обрастал новыми подробностями. В первоначальной версии информация исходила от «источников в МВД» (в Татарстане полицейские сразу же опровергли информацию, в Москве перешли «на усиленный режим работы» из-за «угроз, которые поступают из разных источников», в своем официальном «Инстаграме» МВД России сообщило, что ищет автора рассылки).

Кто и как распространяет дезинформацию в соцсетях

Image captionМессенджер WhatsApp, где распространяются подобные сообщения, установлен примерно на каждом втором смартфоне в России

У иных пользователей соцсетей в качестве источника слуха был указан «друг, работающий в ФСО», «знакомая мамочка из Госдумы» и даже «сотрудник ФСБ, выступавший на родительском собрании». Некоторые учителя действительно по собственной инициативе воспроизводили слух на родительских собраниях.

Слух циркулирует в соцсетях до сих пор. Особую роль в этом играют те же сообщества: «Подслушано…», «Типичный…», «По секрету…» и так далее.

Распространяются и многократно опровергнутые страшилки про «смерть 12 детей от поддельных лекарств», «раздачу на улице жвачек с героином», «израильскую таблетку с ядовитой проволокой внутри», «накачанные кровью ВИЧ-инфицированных бананы» и подобные.

Почему доверяют слухам

«Классический подход гласит, что чем более общество закрыто в информационном плане, тем больше оно доверят слухам и наоборот, — говорит профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Игорь Орлов. — Но жизнь показала, что все очень сильно зависит от того, каковы традиции местного населения, насколько оно привыкло доверять слухами. Советские люди привыкли жить с ощущением, что, если в газете написали, что цены не поднимутся, то они поднимутся точно. Они делали заключения по принципу «от обратного». Так вот, советское поколение, которое привыкло так мыслить, еще не ушло».

По словам Орлова, ученые выделяют такие виды слухов, как «слух-провокация», «слух-надежда» и «слух-ужас». «18 террористов-смертников» и предсказание наводнения — это именно третий вариант.

«Для объяснения живучести панических слухов можно найти тысячу объяснений, — продолжает эксперт. — Мне кажется, что объяснение достаточно простое. Если человек не уверен в том, что с ним произойдёт завтра, он пытается подстраховать себя, выстроить вокруг себя забор. В переносном смысле можно говорить об информационном заборе. Человеку кажется, что он собирает всю информацию о какой-то угрозе и думает: я об этом много знаю, я точно не попаду в эту ловушку, пускай даже в чем-то я сомневаюсь. Вспомните русскую пословицу «нет дыма без огня».

В тоже время, отмечает Орлов, содержание любого слуха зависит от того, кто и, главное, с какими целями его распространяет: «Если слух распространяется в военных условиях врагом, используются одни форматы, если властью — другие, если оппозицией — третьи, если провокаторами — четвертые, если сумасшедшими — пятые».

Слухи как оружие

Слухи — одна из форм «семантического сетевого оружия», описанного в 2000 году специалистом по компьютерной безопасности Брюсом Шнайером.

Он считал, что направленные против конкретной инфраструктуры «физические сетевые атаки» неэффективны, поскольку информация в сетях распределена, и выход из строя одного компьютера или сервера не сказывается на функциональности сети в целом.

Синтаксические (или попросту хакерские) атаки заключаются в изменении алгоритмов работы компьютеров и сетей. «Я бы соврал, если бы утверждал, что мы знаем, как обезопасить себя от такого рода атак, но, по крайней мере, мы знаем, в чем проблема», — писал Шнайер.

Семантические же атаки ставят целью не разрушить сети или заставить их работать неправильно, — они используют особенности сетей и человеческой психологии для проведения дезинформационных кампаний. Такие атаки способны изменить поведение больших целевых групп населения.

Шнайер предсказал, что в будущем семантические атаки будут наносить больший вред, чем физические и синтаксические сетевые атаки. «Только любители атакуют машины, специалисты нацелены на людей», — резюмировал эксперт.

Кто и как распространяет дезинформацию в соцсетях

Image copyrightGETTY IMAGES

Image captionTwitter наиболее подвержен распространению слухов из-за высокой скорости коммуникации и того, что пользователи не замкнуты исключительно на своих друзей

Семантические атаки в классическом смысле предполагают, что «вирусное» сообщение или слух подхватят реальные пользователи соцсетей, как это было в случае с наводнением на Дальнем Востоке и «18 смертниками».

Существует и такой вид семантических атак как астротурфинг — искусственное формирование общественного мнения с использованием множества фальшивых или анонимных аккаунтов в соцсетях. Управляются такие аккаунты программами-ботами или проплаченными интернет-троллями («куклами из носка», как их еще называют на Западе).

Штормовое предупреждение

Ученые изучают особенности сообщений, которые делают их «подвижными» в соцсетях.

Кришна Кумар и Гопалан Гитакумари из Института технологий и науки имени Кумара Бирлы в Хайдерабаде (Индия) пришли к выводу, что на распространение дезинформации больше всего влияет эмоциональное содержимое сообщения, нежели сила социальных связей между пользователями.

Для выявления наиболее мощных узлов распространения семантических атак ученые предлагают использовать статистический анализ и теорию игр.

Похожие исследования в 2012 году могла заказать Служба внешней разведки России. По данным газеты «Коммерсант», получившей документацию закрытого тендера, первое исследование с кодовым обозначением «Шторм-12» было посвящено «средствам продвижения специальной информации в социальных сетях», исследование «Монитор-3» — «методам негласного управления в интернете», исследование «Диспут» — «методам разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей».

Как писал «Коммерсант», исполнителем работ общей стоимостью 30 млн рублей стала компания «Итеранет», гендиректор которой Игорь Мацкевич в прошлом работал в Академии ФСБ. Сам Мацкевич заявил агентству РИА Новости, что никаких контрактов с СВР не заключал.

Такой элемент семантических атак, как массовые смс-рассылки, впрочем, активно используется против оппонентов России в международных конфликтах.

В 2007 году на фоне скандала с переносом Бронзового солдата в Таллине, русскоязычные жители Эстонии получили текстовые сообщения с призывом в определенное время замедлить движение автомобилей до 5 км/час, что, вполне ожидаемо, привело к заторам на дорогах.

В 2014 году анонимные «деморализующие» смски получали сначала протестующие на киевском Майдане, а затем украинские военные. По версии российских журналистов Андрея Солдатова и Ирины Бороган, изложенной в книге The Red Web, отследить абонентов на Майдане удалось с помощью российской Системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).

При этом против многих авторов рассылок с паническими слухами в самой России эта система пока что бессильна.

В 2015 году МВД России заявило, что нашло «активных распространителей» слуха о «18 смертниках», авторы же первоначальной рассылки остались неизвестны.

Источник: www.bbc.com

AgentNews.ru