Пока не похоронен последний солдат…
В последней командировке в Орел довелось встретиться с удивительным человеком, увлеченным поисками останков погибших участников Великой Отечественной.
Знакомьтесь: Наталья Викторовна Бодрова, старший преподаватель кафедры информатики и документоведения Орловского государственного института культуры. Студенты поискового отряда «Факел» уважительно называют ее «наш командир».
Общение с Натальей началось с небольшого экскурса в недавнее прошлое.
— Отряд образовался 1 ноября 2001 года на базе нашего института по инициативе студента Жени Родина. В первом отряде вместе с ним было восемь человек, эти ребята, собственно, и создавали отряд. Я пришла чуть позже — в 2003-м.
И вот уже двадцать третий год наш отряд вне зависимости от обстоятельств, происходящих в мире, выезжает на поиски.
— Кто спонсирует вашу деятельность?
— Какую-то часть выделяет ректорат института — на обновление палаток, спальников, какие-то ресурсы изыскивает областная администрация. Ну и собственные средства добавляем. Перед каждой экспедицией создаем «кассу взаимопомощи», покупаем на собранные средства продукты, бензин. Иногда удается выиграть грант.
Наш отряд нашел и перезахоронил более 5000 бойцов Красной армии. Кто входит в организацию? Основной костяк — студенты. Какой-то процент наших выпускников остается в отряде. Лет 10 назад начали приходить родители школьников и просить: пожалуйста, возьмите моего ребенка в экспедицию! Так в составе появились подростки. Поэтому у нас очень большой разброс возрастной — от 14 лет до солидного возраста.
В силу возраста нашей организации у нас задействованы уже целые семьи поисковиков. Кого-то детьми родители брали с собой в экспедиции, тогда им было по шесть-семь лет. Некоторые из них берут уже своих маленьких детей. Малыши, как правило, на поиски не ходят, находятся в лагере, помогают посуду мыть, за животными приглядывать, которых тоже берем с собой. Мы своего кота возим с собой, потому что нам не с кем его оставлять.
— В какое время года вы в экспедиции поисковые ездите и на сколько?
— Весна, лето, осень. Три экспедиции в год, недели на две-три. Помимо этого, все свободное время стараемся выезжать на разведки с ночевкой. Это и физически тяжелое занятие — две недели в лесу жить, и морально — потому что пропускаешь все это через себя. Не каждый человек способен такое выдержать.
Год на год не приходится. В одном году общими усилиями в Орловской области подняли 200 бойцов, на следующий — только 120. Задумаешься: вроде бы их становится меньше. Потом сразу за время экспедиции 800 человек поднимаем, а то и тысячу.
Всех, конечно, не поднимем: во-первых, время, разлагаются останки, во-вторых, какие-то захоронения находятся под застройками, под дачами. А главное — надо найти фамилии погибших. Изначально, когда поисковое движение зарождалось, была такая технология — производить археологическую зачистку, с кисточками. Здесь, в Орловской области, первая яма была извлечена именно таким способом. Но сейчас появились новые технологии, они более щадящие, с помощью современных препаратов и реагентов можно спасти содержимое медальонов.
— Расскажите о себе. Таких, как вы, немного…
— Наверное, все из детства идет. Мама моя осталась грудным ребенком без отца: она родилась 18 июня 1940 года, а отец в сентябре 1941-го пропал без вести. Причем всю информацию о дедушке мы знаем благодаря мне. Архивы сгорели, пришлось собирать сведения о нем по крупицам. Жалко бабушка не дожила до этих дней — она умерла, когда мне было девять лет.
Мужа своего я в лесу нашла во время экспедиции. У него своя поисковая организация, он из Тульской области. Был у нас общий знакомый, через него мой будущий муж попросился приехать и поработать вместе с нами в экспедиции. Я тогда комендантом лагеря работала: нужно было быт 168 членам отряда устроить и за дисциплиной присмотреть. В экспедиции в жестких условиях ты весь раскрываешься: и хорошие, и плохие качества не замедлят проявиться. А у людей, мужчин и женщин, которых связывает общее дело и они смотрят в одну сторону, у них появляется любовь друг к другу. Все соединившиеся в экспедиции, слава богу, живут хорошо, детей воспитывают в правильном направлении. А как только те подрастают, родители возвращаются в поисковики вместе с ними.
Фраза «война не окончена, пока не похоронен последний боец» — мудрая и правдивая! Мы хотим положить конец этой войне!
Андрей Князев
Фото: Д. Соколов/ТАСС
Источник: mirnov.ru