Опасный рынок «фунфыриков»: кто за ним стоит и как его остановить

Опасный рынок фунфыриков: кто за ним стоит и как его остановить

В России от злоупотребления алкоголем ежегодно умирает около полумиллиона человек, сообщает Роспотребнадзор.

Это примерно треть Екатеринбурга или Новосибирска и в полтора раза больше, чем население Нижнего Тагила. Власти регулярно заявляют о необходимости борьбы с этой проблемой. Тем временем в регионах развивается вполне легальный бизнес: торговля так называемыми «фунфыриками» – дешевыми спиртосодержащими напитками типа настойки боярышника. На этой неделе внимание к проблеме привлекла история из Калуги – на улицах города заметили вендинговый автомат «Боярка», в котором можно купить такой напиток. Znak.com разобрался, кто стоит за рынком торговли «фунфыриками», чем опасен этот бизнес, кто и какими методами с ним борется.

Что случилось?

Журналисты заметили на улице в Калуге аппарат «Боярка-24», в котором можно купить так называемые «фунфырики», небольшие бутылки со спиртосодержащей жидкостью типа настойки боярышника или косметических лосьонов, которые стоят в среднем около 20 рублей. Автомат провисел всего несколько дней, после чего был спилен и украден неизвестными, однако сам факт появления такого необычного вендингового устройства вызвал бурную дискуссию: законно ли торговать спиртом безо всякой лицензии? В СМИ появилась информация о появлении автоматов «Боярка» и в Екатеринбурге, но адреса указаны не были, и подтвердить эту информацию пока не удалось. Впрочем, в Екатеринбурге и без автоматов «Боярка» есть куча мест, где можно купить «фунфырик».

Чем это опасно?

От злоупотребления алкоголем в России ежегодно умирает около 500 тыс. человек, говорится в сообщении Роспотребнадзора РФ. Для примера в Свердловской области в 2015 году зафиксировано 1595 случаев отравления алкоголем. Причем, как уточнили в ведомстве, речь идет не о контрафактной продукции, а именно о чрезмерном потреблении. 442 случая оказались смертельными. С 2014 года эта цифра выросла на 10,3%.

По данным Росалкогольрегулирования, всего за девять месяцев 2016 года было проверено 2,2 тыс. организаций, торгующих алкоголем. Выявлено более 4000 нарушений. В ведомстве сделали вывод, что из 687 тыс. декалитров спирта и алкогольной продукции в нелегальном обороте находится 41,9%, то есть 287 тыс. декалитров.

Что известно про «Боярку»?

В интернете есть несколько идентичных сайтов, на которых можно купить автоматы «Боярка» в качестве готового бизнеса. Покупателям устройств обещают доход с одного аппарата от 250 тыс. рублей уже через три месяца. Слоган продавцов, которые уверяют в абсолютной прозрачности и законности бизнеса: «Нам кризис, как ветер в паруса!» В качестве аргументов за открытие бизнеса на этих сайтах приводят цитату главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной: «Это не кризис. Это новая реальность. Кто не адаптируется, тот не выживет». «Прибавьте к этому печальное финансовое положение в стране, почти исчерпанный резервный фонд, массовые сокращения штатов и урезания зарплат. Получаем откат в прошлое, как минимум, к началу 2000-х с их высокой безработицей и расцветом рынка «серого» алкоголя», – расписывают радужные перспективы предприимчивые производители.

Опасный рынок фунфыриков: кто за ним стоит и как его остановить

На сайте «Боярки» много картинок, которые как будто оправдывают торговлю «фунфыриками»

На сайтах даже есть инструкции о том, как подогреть интерес покупателей напитков. Эти инструкции напоминают принципы работы игровых автоматов. «Настраиваете автомат так, чтобы иногда он якобы случайно выдавал два пузырька вместо одного, это проверенный способ активировать взрывную рекламу по сарафанному радио. Загружаете автомат так, чтобы каждая пятая бутылка была 95% заместо стандартных 75%, это вызовет некоторый азарт и дух соревнования между покупателями, проверено, работает. Эти и другие маркетинговые приемы отлично повышают продажи и доносят до целевой аудитории информацию об автомате. Подробнее о них расскажут наши менеджеры», – учат производители техники.

Какая позиция у производителей автоматов?

Представители компании, которая занимается продажами автоматов «Боярка», в разговоре со Znak.com указывают, что их бизнес легален. «Мы не стремимся спаивать население. Просто – есть спрос, есть и предложение. Это бизнес, ничего более. Ни мы, ни наши клиенты не нарушают никаких законов. Поменяется закон, мы перестанем их (автоматы – Znak.com) делать. Но сейчас от наших автоматов больше выгоды, потому что в наших автоматах человек купит продукцию, которая соответствует ГОСТу», – говорит собеседник Znak.com, который, впрочем, отказался представиться и сказать название юрлица компании, в которой он работает. Он указал, что сейчас суррогатный алкоголь «есть практически в каждой торговой точке». «Это водка, которую они закупают в Подмосковье по 65 рублей за бутылку. Вот с чем надо бороться. На нашем рынке «бодяженой» продукции нет. Истории с продажей суррогата заканчиваются очень быстро, потому что это очень серьезное преступление – продавать такое», – отмечает он и заверяет, что в случае с «Бояркой» никаких подделок нет. Между тем он признался, что через пару месяцев компания планирует выпустить «более приемлемые автоматы». «Один будет развлекательный, другой – социальный. Подробнее пока ничего сказать не могу», – заключил он.

Это действительно законно?

Да. Но сопредседатель «Российской коалиции за контроль над алкоголем» Дарья Халтурина считает, что «эти автоматы можно назвать формой нового уличного терроризма». «Я, правда, думаю, что граждане будут по ночам просто разбивать эти автоматы. Лосьоны эти продаются как косметические средства, хотя, конечно, никаким косметическим средством это не является. К сожалению, это действительно легально, поскольку в законодательстве есть дыра – подобная продукция не подпадает под определение алкоголесодержащей, поскольку в таком случае пришлось бы включить в этот список и всякую элитную парфюмерию, содержащую алкоголь. Нечистоплотные бизнесмены этим пользуются», – говорит Халтурина.

Кто такой Дон Фанфурик?

Участники рынка торговли «фунфыриками» говорят, что в последнее время производителей этих напитков практически не осталось из-за ужесточения норм федерального закона №171 о госрегулировании производства и оборота спиртосодержащей продукции. По словам источника Znak.com, фактически монополистом на рынке остался основатель сети аптек «Биомед» Дмитрий Островский. В Самаре, где работает подконтрольный ему завод ООО «Гиппократ», Островского прозвали Доном Фанфуриком (искаженное от «фунфырик» – прим. ред.).

«Раньше такие заводы действовали на Кавказе, сейчас они все стоят без дела. На сегодняшний день на рынке работает только один подобный завод – ООО «Гиппократ». У него пока лицензию не отобрали, но это может случиться в скором времени. Пока же спрос на его продукцию огромен. С тех пор, как ввели дополнительное лицензирование, продукция этого производителя дорожает в среднем на 1 рубль в неделю. Если раньше пузырек стоил 16 рублей, сейчас – 23. Что касается вендинговых автоматов, то я очень удивлен, что шумиха поднялась только сейчас, потому что автоматы появились с год назад. Сейчас эта тема вовсе умирает, поскольку, как я сказал, у нас нет поставщиков. В преддверии лишения лицензий заводы по максимуму заполнили свои склады, но товар очень ходовой, поэтому сейчас они пустые. Я сам недавно ездил в Ижевск на подобный завод – пусто», – говорит источник Znak.com на рынке.

Дмитрий Островский родился в городе Куйбышеве, окончил юридический факультет Самарского государственного университета. В 2002 году он основал компанию по оптовой и розничной торговле медикаментами «Биомед», в 2003 – наладил собственное производство, завод по выпуску галеновых препаратов. В 2005 году производственно-торговый комплекс дополнился заводами по производству медицинской стеклотары и картонажной линии. В 2009 году был избран президентом Союза производителей галеновых лекарственных препаратов. В 2010 году принял решение выйти из бизнеса, передав управление родственникам, оставив за собой функции идеолога и консультанта «Биомеда». В 2011 году стал гендиректором НКО «Центр национальных стратегий продвижения здоровья». 

Островский заявлял, что принимает активное участие в поиске контрафактных пузырьков с лосьонами и пресечению деятельности их производителей и реализаторов. «Производство традиционных лекарств – это социально значимая сфера бизнеса. Сегодня развитие отечественной индустрии производства лекарств поддерживается Президентом РФ. Я уверен, что именно традиционные лекарства, такие как галеновые препараты, дадут толчок развитию всей фармацевтической индустрии, ведь именно они являются комплексом действующих веществ и основой, фундаментом всех лекарств», – ранее говорил журналистам Островский.

При этом, по информации базы данных СПАРК, выручка завода «Гиппократ» в 2015 году превысила 1 млрд рублей. Выводы делайте сами.

Как решить проблему?

На федеральном уровне давно обсуждается проблема свободной продажи спиртосодержащих жидкостей. В минздраве РФ в начале сентября выступили с предложением ограничить объем тары спиртосодержащих лекарственных препаратов 25-50 мл. Как сообщила в эфире канала «Россия 1» (видео размещено на сайте минздрава) директор департамента лекарственного обеспечения регулирования и обращения медицинских изделий министерства Елена Максимкина, ведомство готовит приказ по поводу требований к объему тары и их упаковке.

По словам руководителя Росалкогольрегулирования по УрФО Юрия Чащина, борьба с «фунфыриками» пока ведется лишь на уровне контрольных закупок. «Торгуют на отделениях почты, в парфюмерных магазинах. Чаще всего делается закупка, и мы проверяем состав. Зачастую он не соответствует тому, что пишут на этикетке. Это административная статья 14.16 («Нарушение правил продажи этилового спирта и спиртосодержащей продукции»). Пока это единственный способ. Надеюсь, проблема будет решена на федеральном уровне, законодательство должны изменить», – считает он. По его словам, с автоматами «Боярка» в уральских регионах пока не сталкивались.

По словам Дарьи Халтуриной, у «Российской коалиции за контроль над алкоголем» было два предложения, как решить проблему с «фунфыриками». «Первое – все-таки ввести акциз для всей парфюмерной продукции. Второе – повысить стоимость этих бутыльков хотя бы до 60 рублей, чтобы торговать ей стало невыгодно. К сожалению, на правительственном уровне наши предложения услышаны не были. Но я считаю, что нужно продолжать писать, продолжать указывать властям на эту проблему. Законы должны поменяться», – сказала Халтурина.

Руслан Исмаилов

Источник: www.znak.com

AgentNews.ru